Оценка готовности ребенка к школе

Главная / Тесты / Оценка готовности ребенка к школе

Оглавление:

  1. Психосоциальная зрелость.

     1.1. Оценка результатов.

     1.2. Общее оценивание.

     2.Имитация написанного текста.

     2.1. Оценка результатов.

     3.Мышление и речь.

     3.1. Оценка результатов.

     4.Умозаключения.

     4.1. Интерпретация результатов.

     5.Общая оценка по программе.

Оценка готовности ребенка к школьному обучению состоит из 4 методик, которые направлены на выяснение психосоциальной зрелости ребенка, уровня развития речи, мышления. Выполнение каждой методики оценивается в баллах. Заниматься с ребенком нужно только в дружелюбной форме. Причем необходимо удостовериться, что он не устал, чувствует себя хорошо, готов на контакт.

Психосоциальная зрелость

Во время проведения беседы взрослый получает информацию об общем представлении ребенка, какового его положении в семье, как он ориентируется в простой ситуации. Данная методика производится в форме беседы. Ниже представлена таблица с вопросами:

Вопросы

Ответ

баллы

1

Назови свою фамилию, имя, отчество

 

 

2

Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы

 

 

3

Кем работает твой папа (мама)

 

 

4

Назови свой домашний адрес

 

 

5

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?

 

 

6

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

 

 

7

Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

 

 

8

Сейчас утро, день или вечер?

 

 

9

Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Обедаешь, утром или днем? Что бывает раньше, ужин или обед?

 

 

10

Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

 

 

11

Когда можно кататься на санках, летом или зимой?

 

 

12

Почему снег бывает зимой, а не летом?

 

 

13

Что делает врач, почтальон, учитель?

 

 

14

Зачем в школе нужен звонок, портфель, парта?

 

 

15

Ты сам хочешь пойти в школу? Почему?

 

 

16

Какую руку поднимают в школе, когда хотят ответить?

 

 

17

Ты любишь рисовать? Какой цвет у этого карандаша?

 

 

18

Покажи левое ухо, правый глаз. Зачем нужны уши, глаза?

 

 

19

Каких зверей, птиц ты знаешь?

 

 

20

Кто больше, коза или корова, птица или пчела? У кого больше ног у петуха или собаки?

 

 

21

Что больше 5 или 8, 5 или 3? Сосчитай от 5 до 9, от 2 до 7

 

 

22

Что нужно сделать, если нечаянно сломал чужую вещь?

 

 

Оценка результатов:

За каждый правильный ответ ребенок получает по 1 баллу. Если он ответил правильно, но не полно, то по 0,5 балла. Кроме того, вопросы под номерами 4,7,10,22 являются контрольными. Они оцениваются следующим образом:

  • за полное название домашнего адреса в 4 задании, с названием города дается по 2 балла;
  • если малыш вычисляет, сколько ему будет лет, то 1 балл. Вычисления полностью до месяца приносят 3 балла;
  •  за обоснованный ответ за 3 названными признаками в 10 задании дается 2 балла, менее 3 признаков – 1 балл;
  • в 22 задании правильным ответом будет «Попрошу прощения, отдам свою», за который дается 2 балла;
  • при оценке задания 15, производится оценивание 14, 16. Если в 14 задании ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на 15 и 16 задания, то это является признаком положительной мотивации.

У детей, мотивированных на учеб,у отмечается ориентация на сам образовательный процесс. Другие ориентируются на внешнюю атрибутику.

Общее оценивание

Оценка итогового балла производится суммирование общих баллов.

  • если дети набрали от 24 до 29 баллов, то они считаются «школьнозрелыми»;
  • от 20 до 23 баллов – средний уровень зрелости;
  • от 15 до 19 баллов – условно не готовы к школе.

Данная методика может утверждать лишь о предварительных выводах, которые подтверждаются или опровергаются следующими методами исследования.  

Важно! Если ребенок набрал низкие баллы, то он нуждается в расширении своего кругозора.  

Имитация написанного текста

Во время выполнения имитации написанного теста оценивается не только, насколько ребенок готов к овладению письмом, но и его готовность выполнять неинтересную работу. Для диагностики понадобится листок белой бумаги, на котором написана фраза: «Он ел суп». Важно проследить за разборчивостью написанного. Далее ребенку нужно предложить следующую инструкцию: «Здесь что-то написано, но ты пока не умеешь писать и не сможешь прочитать. Постарайся рядом написать такой же текст».

Оценка результатов

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 балл - если скопированную фразу можно прочитать, она делится на 3 слова. Размеры букв не больше, чем в 2 раза, чем размеры букв на образце;
  • 2 балла – возможно прочитать предложение, но наклон и величина букв не соответствует образцу;
  • 3 балла – выделяется хотя бы 2 группы букв. Причем можно прочесть не меньше 4 букв;
  • 4 балла – на образец похожи 2 буквы. Копия отдаленно напоминает буквы;
  • 5 баллов – копия ребенка похожа на каракули.

Если ребенок набрал 5 баллов, то он нуждается в дополнительных занятиях. Иначе у него могут возникнуть проблемы с письмом, освоением рисунка. Детки, набравшие 3 балла, готовы к обучению, но нуждаются в контроле и внимании в первое время. Ребята, которые получили 1-2 балла, отличаются зрелостью к обучению.

Мышление и речь

Следующая методика направлена на оценку мышления. В ходе ее проведения оценивается понимание ребенком множественного числа. Перед диагностикой ребенку говорится, что ему называют предмет в единственном числе, а он должен назвать во множественном, например, игрушка – игрушки. Необходимо удостовериться, что он понял принцип выполнения задания. Если малыш допускает ошибки в первых двух словах, то он нуждается в помощи.

Задания

Ответ ребенка

Книга

 

Лампа

 

Ручка

 

Стол

 

Окно

 

Город

 

Стул

 

Ухо

 

Брат

 

Флаг

 

Ребенок

 

Оценка результатов

К сведению, оценка результатов производится с учетом ударений. На выполнение заданий дается не больше 10 секунд.

Оценка результатов производится следующим образом:

  • 3 балла – допущено не более 3 ошибок;
  • 2 балла – от 3 до 6 ошибок;
  • 1 балл – более 7 ошибок.

Умозаключения

Следующая методика используется для оценки умения ребенком делать умозаключения. Выполнение заданий проводится поэтапно. На первом этапе ребенку следует сообщить о том, что необходимо подобрать слова, например, огурец – овощ. Нужно подобрать к слову гвоздика такое же слово, как огурец – овощ. Гвоздика: роса, земля, сорняк, цветок, садик.

Если ребенок испытывает затруднения, то нужно ему дать время подумать, сказать правильный ответ и предложить потренироваться на других примерах.

Интерпретация результатов

Оценивание результатов производится следующим образом:

  • 1 балл – выполнение заданий с первого раза;
  • 0,5 баллов – выполнение задания после оказанной помощи.
  • 7 и более баллов – высокий уровень успешности говорит о том, что у ребенка сформирована мыслительная деятельность;
  • От 5 до 7 баллов – средний уровень успешности, при котором мыслительная операция находится в зоне близкого развития. Во время занятий ребенку нужно давать задания, развивающие мыслительную функцию;
  • Менее 5 баллов – низкий уровень, который говорит, что у детей отсутствует навык мыслительной операции.
  • 7 и более баллов – высокий уровень успешности говорит о том, что у ребенка сформирована мыслительная деятельность;
  • От 5 до 7 баллов – средний уровень успешности, при котором мыслительная операция находится в зоне близкого развития. Во время занятий ребенку нужно давать задания, развивающие мыслительную функцию;
  • Менее 5 баллов – низкий уровень, который говорит, что у детей отсутствует навык мыслительной операции.

Общая оценка по программе

После выполнений всех четырех методик производится суммированный подсчет баллов. Выделяются следующие уровни готовности к школе:

  • От 37 до 47 баллов – высокий;
  • От 28 до 38 - средний;
  • От 17 до 27 – низкий.

Во время выполнения данной программы следует обратить внимание на то, как быстро ребенок включается в работу, на его эмоциональность, насколько быстро он понимает задание.

Если Ваш ребенок набрал низкие баллы, то не нужно расстраиваться. Важно помнить, что все дети индивидуальны и ему требуется немного времени. Со стороны родителей может быть оказана помощь в виде дополнительных занятий.