Задержка речевого развития

Главная / Развитие / Задержка речевого развития

Оглавление:

  1. Причины.
  2. Что отвечает за развитие речи.
  3. Какие моменты должны быть поводом для тревоги.
  4. Зарядка для язычка.
  5. Зарядка для дыхания.

Задержка речевого развития является легкой формой отставания. Малыш при ней превосходно понимает речь, с которой к нему обращаются, не путает похожие по звучанию слова. Развитие речи ребенка отличается от нормального немного замедленным темпом. Оно соответствует уровню речи детей младшего возраста.

Причины

Причины задержки речевого развития могут быть самыми разнообразными. Это и заболевание матери во время беременности или токсикоз, осложненные роды, болезни первого года жизни. Кроме того, данная проблема может возникнуть на фоне педагогической запущенности, когда малыш не ощущает тесного эмоционального контакта с мамой, находится в изоляции от получения информации. Также, на это может оказывать влияние перегруз развлечениями, развивающими занятиями. Пагубное воздействие на развитие речи оказывает гиперопека. Когда крохе хватает мимики для объяснения своего желания. У него в речи не возникает потребности.

Совет: во время разговора с малышом первых месяцев жизни нельзя перегружать речь сложными предложениями.

Чтобы избежать задержки речевого развития, следует малыша с самого рождения побуждать к речи. Рассказывать ему обо всем, что происходит, что он видит. Педагоги советуют особое внимание уделять глаголам. Кошечка сидит, собачка побежала. По достижению ребенком года можно включать в разговор уменьшительно-ласкательные суффиксы, дом-домик, формы слов в единственном и множественном числе, стол-столы, мяч-мячи.

Что отвечает за развитие речи

Кора головного мозга человека имеет отделы, которые отвечают за развитие артикуляции и мелкой моторики. Они расположены в непосредственной близости друг с другом и, соответственно, тесно связаны между собой. Получается, развивая ручки малыша, развивается речь.

Уже на первом месяце жизни грудничка рекомендуется делать массаж ручек. Их следует почаще поглаживать, тихонечко надавливать на ладошечку, перебирать пальчики, массировать их подушечки. Далее, примерно с 8-10 месяцев можно подключать лепку из пластилина, кубики, пирамидки, пазлы, конструкторы, мозаику. Более старших деток нужно учить застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Хорошо развивают речь игры, которые учат ритмичному и ловкому движению, во время которых происходит смена темпа движений, «Гуси- Гуси», «Кот и мыши».

Совет, с малышом-молчуном можно поиграть в игру, «Угадай, что звучало», «Узнай, чей голос», «Угадай, какой инструмент играет». Они способствуют развитию слухового внимания.

Какие моменты должны быть поводом для тревоги

Нельзя сравнивать своего малыша с другими, когда соседский ребеночек уже рассказывает наизусть стихи, а Ваш еще молчит. Каждый ребеночек индивидуален. Поводом для тревоги должны быть следующие моменты:

  • Если 3-месячный кроха не поворачивается при обращении к нему;
  • В 4-7 месяцев малыш не проявляет никакой реакции на смену интонации, не ищет источник звука, во время лепета не употребляет звуки «п», «м», «б»;
  • В возрасте 10-12 месяцев не понимает значение частоупотребляемых слов, не оборачивается, когда его зовут, не понимает простого заданного вопроса;
  •  В годовалом возрасте не показывает элементарное изображение на картинке;
  • В возрасте 2-3 лет путается, где низ, где верх;
  • В 3-4-летнем возрасте не может дать ответ на простые вопросы, его не понимают посторонние люди, неправильно произносит большинство звуков.

Совет: если малыш лепетал, начал говорить, но вдруг резко замолчал, то необходимо обратиться к врачу. Это может быть признаком нарушения слуха или началом невроза.

Зарядка для язычка

Способствует лучшей артикуляции зарядка для язычка, к которой можно приступать с 2-летнего возраста. ее следует проводить в том случае, когда малыш находится в хорошем расположении духа. Желательно находиться на одном уровне с ребенком и быть перед зеркалом. Ниже представлены наиболее распространенные упражнения для язычка, рекомендованные логопедом:

  • «Лягушка». Необходимо как можно шире тянуть ротик к ушкам. Держать в таком положении 5 секунд;
  • «Слоник». Губки вытянуть дудочкой и держать 5 секунд.

Кстати, чередование этих упражнений полезно делать маме, они помогают бороться с мимическими морщинами.

  • «Варенье». Следует представить, что малыш поел любимое варенье и облизывает губки расслабленным язычком от одного уголка губ к другому;
  • «Блинчики». Высовываем расслабленный язычок, кладем его на нижнюю губу и держим в таком положении 5 секунд. Потом «блинчик» съедаем.

Зарядка для дыхания

На развитие артикуляции большое влияние имеет сила дыхания, которую также нужно развивать упражнениями. Особенно важно на это уделять внимание худеньким девочкам, у них как правило не хватает сил сделать хороший выдох, нужный для некоторых звуков. Для развития дыхания можно делать следующие упражнения:

  • «Снег». Порвать небольшой объем ваты на маленькие кусочки, которые лежат на руке. Ребенку нужно их сдувать, тем самым изображая метель;
  • «Кораблик». Сделать бумажный кораблик, опустить его в раковину и дуть от одного берега к другому;
  • «Ветерок». Зажечь свечки от торта, поставленные в пластилин. Попросить ребеночка задуть все срезу и по-отдельности. Данное упражнение помогает контролировать силу дыхания;
  • «Духовые инструменты». Детские дудочки, свистульки хорошо развивают дыхание.

Если у ребенка нет заболеваний, то несложные упражнения и регулярный эмоциональный контакт помогут избежать задержки речевого развития.