Способы развития мелкой моторики рук у детей

Главная / Развитие / Способы развития мелкой моторики рук у детей

Оглавление:

  1. Развитие ручек.
  2. Игры с детьми.

     2.1. Игры с крупами.

     2.2. Творчество.

С момента рождения ребеночек познает окружающий его мир. Сначала это происходит при помощи звукового восприятия, телесного контакта, образов. Далее начинается период сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием головного мозга. Родители, развивая пальчики малыша, способствуют формированию речи. Так как нервные рецепторы, находящиеся в пальчиках имеют прямую связь с областью головного мозга, ответственной за речевую функцию.   

Развитие ручек

По достижению 6 месяцев малыши активно пользуются ручками, к 8 месяцам они осваивают захват двумя пальчиками, что считается этапом развития мелкой моторики. Сейчас настало время заниматься с ребенком, тем самым способствуя осваиванию речи.

Маленьким деткам, которые еще не готовы к овладению пальчиковой гимнастикой, мамочка может делать массаж пальчиков и ладошек. Это можно производить руками, а можно приобрести массажные маленькие мячики, ежики. Для этих целей можно использовать грецкие орехи. Массаж производится катающими движениями по каждому пальчику, по всей ладошке. Далее следует ребеночку предложить подержать орехи или «ежики» в руках, поперекатывать их.

Игры с детьми

С восьмимесячного возраста можно подключать пальчиковую гимнастику. Некоторые детки могут начинать ее осваивать немного раньше, кто-то сумеет с ней справиться с годовалого возраста. Здесь необходимо ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. На начальном этапе все манипуляции производят родители. Кроха учится, позже он освоит и станет все действия производить сам. Ниже представлены наиболее простые и интересные игры с детьми, которые помогут развить мелкую моторику:

  • «Ежик». Во время игры следует сцепить замочком ручки ребеночка, и качать их из одной стороны в другую, произнося при этом следующие слова: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На слове «иголки» нужно помочь крохе растопырить пальчики в виде иголок;
  • «Разбудим соседей». Поднимаем ручки ребеночка вверх с растопыренными пальчиками со словами: «Утро настало, солнышко встало». Трясем кулачками: «Эй, братец Федя, буди соседей». Поочередно разгибаем каждый пальчик: «Вставай, большак, вставай, указка, вставай, середка, вставай, сиротка». «И ты, Митрошка. Привет, ладошка». На слове «ладошка» трясем всеми пальчиками. Данную игру следует проделать для обеих ручек;
  • «Апельсин». Крутим кулачком: «Мы делили апельсин». Далее показываем все пальчики: «Много нас, а он –один». После слова «один» показываем один пальчик. Далее для каждого зверька отгибаем пальчик: «Эта долька для ежа, эта долька для стрижа. Эта долька для котят, эта долька для зайчат. Эта долька для бобра, а для волка- кожура». При произношении слова: «кожура» - трясем всеми пальчиками, опущенными вниз. Можно во время игры не только загибать пальчики, но и немного их массировать.

Игры с крупами

Хорошо разрабатывают мелкую моторику игры с крупами. Ребеночек таким образом лучше разрабатывает свое тактильное восприятие. При выполнении занятий этого вида важно следить за тем, чтобы малыш не затолкал мелкие предметы в ротик.

  • «Клад». В большую миску смешать крупы разного вида, это может быть и пшено, и фасоль, и горох. Следом туда же нужно отправить разные шишки, ракушки, желуди. Все, что попадется под руку. Внутри получившейся каши следует закопать какой-нибудь небольшой подарок. Это могут быть мыльные пузыри, машинка. Малышу нужно копаться ручками для того, чтобы отыскать сюрприз. Одновременно можно посчитать шишки, рассортировать фасоль;
  • На противень высыпать манку и научить ребеночка рисовать на ней, словно на экране. Юный художник может производить манипуляции не только пальчиками, но и кисточкой. Можно ему дать воронку для пересыпания крупы. Детки более старшего возраста могут за мамой повторять узоры, буквы. Совсем малыши могут просто возиться в крупе;
  • В одну мисочку следует насыпать фасоль, наиболее интересным вариантом будет красная, и пшено. Малышу нужно предложить переложить фасоль в отдельную емкость. Более старшим деткам можно усложнить задание. Предложить переложить фасоль щипцами для сахара. Можно фасоль смешать с манкой и дать малышу сито. В этом случае он будет развивать крупную моторику ручек.

Творчество

Хорошо развивают мелкую моторику и воображение творческие занятия. Детские психологи рекомендуют в руки малышу давать карандаши как можно раньше. Можно ему предложить выбор, это могут быть и восковые мелки, трехгранные карандаши, художественная пастель. Для рисования ими требуется прикладывание разных усилий.

Важно! Не рекомендуется крохам давать фломастеры. Не потому, что они пачкают кругом, а потому, что во время работы с ними не нужно прикладывать никаких усилий. Они с легкостью оставляют следы на бумаге. 

Одним из увлекательных занятий будет рисование пальчиками. Их текстура отлично развивает сенсорное восприятие малыша. При попытках вывести рисунок на бумаге развивается мелкая моторика. Чтобы разнообразить ощущения ребеночка, можно ему предложить выводить узоры на гофрированной или бархатной бумаге.

С 10-месячного возраста можно предложить малышам поработать с аппликациями. Детки данного возраста легко справляются с задачей нарвать в клочки салфетку, прижать ее к ранее приготовленной заготовке. Мама должна всячески помогать малышу, направлять его ручку, показывать, как прижимать салфетку к бумаге, намазывать клеем отдельные части. Сначала можно попробовать аппликации в виде овечки, сугроба, снеговика.

Отличным средством для развития мелкой моторики является лепка из соленого теста. Не следует оставлять ребеночка наедине с ним. Тесто можно делать погуще и более жидким. Таким образом можно менять усилия, прикладываемые во время лепки. Ребеночек может катать тесто скалочкой, лепить из него «колбаски, лепешки». Потом снова превращать в бесформенную смесь. К годовалому возрасту можно подключить пластилин. 

Предложенные игры используются в домашних условиях только под присмотром взрослого. Можно менять тесты игр, пальчиковую гимнастику, ориентируясь под своего ребеночка.