Развивающие занятия для детей 1 года

Главная / Развитие / Развивающие занятия для детей 1 года

Оглавление:

  1. Физиология.
  2. Чем заниматься с ребенком.
  3. Психическое развитие.
  4. Развитие крупной моторики.
  5. Развитие мелкой моторики.
  6. Речевое развитие.
  7. Планирование.
  8. Как выбрать игрушку для ребенка 1 года.
  9. Видео.

Кажется совсем недавно малыш был беспомощным крохой, который не умел держать головку, произносить звуки, фокусировать взгляд. За первый год жизни у него произошли кардинальные изменения. Ребенок много понимает, делает первые шаги, познает окружающий мир, произносит первые слова. Не последнее место в развитии малыша отдано домашним занятиям.

Физиология

Ребенок первого года жизни утраивает тот вес, с которым он появился на свет. Основные темпы прибавки веса приходились на первые полгода, далее увеличение веса значительно замедляется. Стопы годовасика еще пока плоские с отсутствием свода. У ступней появляется изгиб по мере того, как он начинает осваивать ходьбу. Среднее количество зубов, имеющихся у годовалого малыша, – 8. Хотя возможно, что у некоторых деток их уже 12, а у кого-то лишь 2. В этом нет ничего страшного. Консультация с педиатром требуется при полном отсутствии зубов.

У разных деток индивидуальная скорость физического развития. Тем не менее, имеется таблица средних параметров, которая устанавливает нормы физического развития детей 1 года. 

Параметр

Средние значения

Показатели мальчиков

Показатели девочек

Вест

8900-9600

7700-12000

7000-11500

Рост

74 - 75,7 см.

71 – 80,5 см.

68,9 – 79,2 см.

Окружность головы

44,9 – 46,1 см.

43,5 – 48,6 см.

42,2 – 47,6 см.

Окружность грудной клетки

48,3 – 48,7 см.

46,1 – 52,5 см.

46,3 – 51,4 см.

Чем заниматься с ребенком

Многих молодых родителей интересует, какие занятия нужны для годовалого ребенка. Основной навык, который необходим для годовалого ребенка – это ходьба. Если кроха не хочет ходить, продолжает ползать, то можно стимулировать его игрушкой. У некоторых деток имеется страх потери равновесия. Преодолеть его поможет игрушка в руках. Если имеется возможность, то можно предлагать ребеночку ходить по травке, песку босиком. 

Стимулировать крупную моторику можно игрой крупными предметами: мячиком, машинками, куклами. Также в годовалом возрасте можно приступать к развитию мелкой моторики. Для этого можно использовать сподручные материалы. Могут заинтересовать малыша прицепки для белья, собранные в бусы, банки от кофе. Ребенку можно предложить снимать прищепки и складывать их в банки. Интересно будет ему занятие с крупами, водой, фасолью, песком. 

Важно обращать повышенное внимание на речевое развитие. Малыш может не говорить слов, но во время общения он изучает их значение, а это важнее, чем произношение слов. Для этого необходимо озвучивать все действия и предметы, которые видит кроха.

Как можно больше нужно играть с карапузом, постепенно давая ему самостоятельность. Разыгрывание сюжетов, купание в ванне с игрушками, ситечком, пальчиковые куклы – все это хорошо развивает воображение ребенка. Таким образом он учится взаимодействию, общению.

Стимулировать развитие музыкального слуха можно прослушиванием музыки различных жанров. Рекомендуется заниматься рисованием. Для выведения первых каракуль рекомендуется использовать пальчиковые краски, фломастеры, мелки. Малыши с удовольствием творят соленым тестом, пластилином.

Гуляя в песочнице с грабельками в солнечный день, неплохо займет ребенка игра с тенью. Он будет с большим удовольствием наступать на нее ножками. Там же кроха будет учиться социализации, общаясь со своими сверстниками.

Психическое развитие

  В годовалом возрасте происходит интенсивное развитие детей. Они уже способны в течение более длительного времени бодрствовать, концентрироваться на каком-либо занятии. Поэтому все занятия развивающего типа должны проводиться исключительно в форме игры.

Для детей первого года жизни важно общение с родителями, особенно с мамой. Так как именно в это время закладывается базовое доверие к миру. Любимый малыш будет в течение всей жизни ощущать безопасность, испытывать к окружающему миру только положительные эмоции.

У годовалого ребенка продолжается познавательное, сенсорное развитие. Он узнает основные свойства предметов, учится определять цвет, форму. В игровых моментах с родителями карапуз развивает память, осваивает несложные бытовые навыки. Годовасик путем взаимодействия с родителями будет с удовольствием:

  • составлять из кубиков башню. При условии регулярных занятий, он к 1,5 годам может составлять башню из 4 кубиков;
  • играть с  рамками-вкладышами геометрических фигур. Он превосходно вкладывает круг в соответствующее для него отверстие;
  • пробовать нанизывать кольца на пирамидку. Причем родителем необходимо помнить, что складывать пирамидку с учетом размера колец, малыш начинает только к 2 годам;
  • при правильном настрое родителей годовалый карапуз учится правильно пользоваться ложкой, чашкой, снимать носочки, шапку, варежки.

Развитие крупной моторики

Годовалый кроха учится ходить, наклоняться, приседать, вставать с коленей, забираться на диван. Развивать крупную моторику можно:

  • прыжками. Следует придерживать малыша под мышки или ручки, пусть он учится прыгать на месте;
    • завлекать залазить на диван и спускаться с него с любимыми игрушками;
    • хорошо развивает координацию движений лазание под столом, стулом. Можно предложить малышу залезть в большую коробку и вылезти из нее;
    • рекомендуется по комнате разложить препятствия в виде игрушек, веревочек и учиться перешагивать через них. Сначала следует показать малышу, что поднимается одна ножка, далее делается шаг другой ногой;
    • хорошо развивают моторику игры с мячом. Прежде ребенок учится бросать мяч на пол, далее его следует положить рядом, чтобы он мог его брать. Потом можно учиться ловить мяч, бросать его в коробку.

Развитие мелкой моторики

 В годовалом возрасте можно приступать к развитию мелкой моторики. Для этого психологи рекомендуют учить малыша:

  • рисовать карандашом. Сначала нужно придерживать ручку ребенка и оставлять следы карандаша на бумаге;
  • рисовать красками. Для этого вначале нужно пробовать оставлять следы сухой кисточкой, далее приступать к освоению красок. Деткам 1 года рекомендуется использовать пальчиковые краски;
  • лепить из пластилина. Родители могут скатать шарик и показать крохе, как из него сделать лепешечку. Далее следует ему предложить сделать тоже самому;
  • в пластилин рекомендуется втыкать пуговицы, трубочки, камушки;
  • можно для занятий лепкой воспользоваться соленым тестом;
  • пробовать приклеивать наклейки на листок бумаги или на ручку малыша;
  • пробовать шнуровать;
  • наматывать на клубок нитки;
  • закручивать, откручивать крышки на банку;
  • справляться с пуговицами, кнопками, липучками.

Речевое развитие

 С годовалого возраста начинается становление речи и ее совершенствование. Прежде всего малыш учится понимать речь взрослого, далее постепенно пополняет свой речевой запас, овладевает мимикой, жестами. Причем у тех детей, с которыми чаще занимаются родители, овладение речью происходит быстрее. Чтобы стимулировать речевое развитие рекомендуется заниматься:

  • рассматриванием картинок, озвучиванием нарисованного, задаванием простых вопросов по рисунку, например, «где зайка», «где у зайки лапки, хвостик, ушки»;
  • чтением считалок, потешек, коротких сказок, стишков, пением песенок;
  • логопеды рекомендуют с годовалого возраста начинать выполнение артикуляционной гимнастики;
  • рассказами об животных, природе, временах года. С детьми можно помотреть развивающие мультфильмы.(некоторые можно посмотреть здесь

Планирование    

Чтобы занятия с годовалым малышом были результативными, они должны быть прежде всего систематичными и интересными. Необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись, иначе могут быстро наскучить малышу. Психологи рекомендуют заранее их планировать. Данное условие поможет обратить внимание на разные сферы и подготовить необходимый материал. Конечно же, каждый родитель может сам выстраивать занятия с малышом. Мы предлагаем следующий примерный план занятий для годовалого ребенка:     

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Прыжки

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Танцы

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

 Как выбрать игрушку для ребенка 1 года

На сегодняшний день имеется большое разнообразие игрушек. Конечно же родителям хочется купить все и сразу. Однако, выбирая игрушки для малышей, следует помнить о том, что они должны соответствовать его возрасту. Предметы, с которыми играет кроха, должны в полной мере развивать эмоции, физическую сферу, воображение. При помощи игрушек он учится узнавать причинно-следственные связи. Психологи рекомендуют приобретать следующие виды игрушек:

  • кубики большого размера;
  • пирамидки из 3 или 4 колец;
  • стаканчики круглой или квадратной формы;
  • машинки с кузовом, лопатки, ведерко;
  • мягкие игрушки, которые легко стираются;
  • игрушки, которые можно толкать или тянуть;
  • коробочки разных размеров;
  • игрушечный телефон;
  • посудку из пластмассы;
  • музыкальные игрушки;
  • книжки из ткани.

Кроме того, психологи дают несколько рекомендаций родителям относительно игрушек:

  1. Так как игрушки могут быстро наскучить малышу, то не следует их давать сразу в большом количестве. Часть из них лучше убрать в дальний ящик. Спустя некоторое время производить их смену на ту, которые были оставлены ребенку.
  2. Когда родители находятся с ребенком в гостях в семьях с детьми, рекомендуется обратить внимание на ту игрушку, которая наиболее всего заинтересовала малыша. Таким образом можно пополнять запас игрушек теми предметами, с которыми будет ребенок играть наверняка.
  3. Многие детки с большим интересом играют в предметы обихода. Это кастрюли с крышками, простыни. Не следует им запрещать этого делать, при условии что игра будет безопасна.  

Детки годовалого возраста с большим удовольствием проводят время с родителями, познают окружающий мир, причинно-следственные связи, учатся общаться со сверстниками.