Развитие ребенка от 1 месяца до 1 года

Главная / Развитие / Развитие ребенка от 1 месяца до 1 года

Оглавление:

  1. Первый месяц.
  2. Второй месяц.
  3. Третий месяц.
  4. Четвертый месяц.
  5. Пятый месяц.
  6. Шестой месяц.
  7. Седьмой месяц.
  8. Восьмой месяц.
  9. Девятый месяц.
  10. Десятый месяц.
  11. Одиннадцатый месяц.
  12. Двенадцатый месяц.

К наиболее счастливому событию в жизни каждой семьи относится рождение ребенка, который за год проходит путь от беспомощного существа до сознательного годовалого карапуза. За этот период он многому научится. Причем никогда далее развитие не будет происходить с такой скоростью. У большинства молодых родителей возникают вопросы, имеются ли у их чада какие-либо проблемы с развитием или же он опережает своих сверстников. В нашей статье рассказывается об основных этапах развития ребенка по месяцам.  

Первый месяц

Этот период считается самым сложным для молодых родителей. Первый месяц жизни еще называют адаптационным. Это связано с тем, что младенец учится жить отдельно от маминого животика. На данном этапе очень важен сон. Если кроха спит до 70 % времени, то это нормально. Он много кушает (про грудное вскармливание можно прочитать здесь). Задачей родителей является создание для него наиболее комфортабельных условий, исключить переохлаждение, перегрев, своевременно кормить, менять пеленки.

Также младенцу необходимо проявление любви, крайне важно, чтобы его носили на руках, пели ему песенки, разговаривали с ним. Месячный ребенок уже обращает внимание на яркие игрушки, следит за ними глазками, поворачивает головку на звук. Чтобы проверить это можно погреметь погремушкой с разных сторон от него. В месяц ребенок умеет отличать красный цвет.

К сведению, для месячного ребенка полезно делать следующее упражнение: на расстоянии 30 см. от лица малыша медленно водить игрушкой красного цвета снизу вверх, слева направо. Он уже в состоянии следить за этими перемещениями.

 У месячного ребенка еще сохраняются врожденные рефлексы, которые исчезают к 4 месяцам:

  • сосательный, он будет сосать предметы, которые оказались в ротике;
  • хватательный, если прикоснуться к ладошке малыша, то он обязательно сожмет кулачок;
  • плавательный. Когда кроху опускают животиком вниз на воду, то он начинает производить движения, напоминающие плавание;
  • поисковый, если коснуться к щечке малыша, то он начнет искать грудь матери;
  • двигательный, если его приставить на ножки, то он «шагнет».

Когда ребенка в 1 месяц положат на животик, то он пытается приподнять голову. Таким образом он тренирует мышцы шеи, спинки, плечи. Более крепкие физически детки начинают к концу первого месяца держать головку. Единственным способом общения с внешним миром является плач. Таким образом ребеночек дает знать, что он хочет кушать, у него мокрая пеленка, его беспокоят колики животика, он нуждается во внимании. Он способен запах и голос мамы отличать от других. Если с малышом общаются, то по окончанию 1 месяца у него происходит формирование собственной речи, которая проявляется агуканьем или гулением.  

Второй месяц

Второй месяц жизни младенцев носит название «месяц оживления». Они стают меньше спать, способны бодрствовать до часа. У них улучшается слух, зрение. Они могут разглядывать предметы, которые подвешены перед ними на расстоянии до полуметра. Способны в течение 10 минут пролежать в кроватке, разглядывая мобиль. Ребенок в 2 месяца умеет:

  • приподнять головку, удерживать ее в вертикальном положении некоторое время;
  • перевернуться с бока на спинку;
  • активно изучать свои руки, подносит их ко рту и обсасывает;
  • еще наблюдается сохранение младенческих рефлексов, хотя и заметно их угасание;
  • происходит развитие эмоциональной сферы, формируется комплекс оживления. Ребеночек растворяется в улыбке, гулит, активно протягивает к маме ножки и ручки, хаотично движет ими;
  • дарит родителям свою первую улыбку;
  • издает певучие звуки, гулит. Может произнести «абу», «ага», «агу»;
  • кроха нередко путает день с ночью;
  • у младенца улучшается координация движений. Он раскидывает в разные стороны ручки;
  • ручки еще сжаты в кулачок, но, если в него вложить легкую игрушку, то он попытается ее удержать.

Совет: важно чаще общаться с крохой, петь ему и тогда заметите, что он с удовольствием вам подпевает.

Третий месяц

Ребенок в 3 месяца уверенно держит головку. Когда его кладут на животик, то он опирается на предплечье. Врачи рекомендуют кроху почаще выкладывать на животик. Это способствует укреплению мышц спины и шеи, устранению газиков. Нельзя трехмесячному малышу долго лежать на боку. Поскольку это вызывает искривление позвоночника. 

Малыш уже сосредоточенно разглядывает игрушки, издает согласные звуки, способен самостоятельно высунуть изо рта соску, затем ее обратно засунуть. У него удлиняется сон ночью, дневной же – укорачивается. Ребенок в 3 месяца:

  • переворачивается в разные стороны;
  • узнает близких, улыбается им;
  • громко смеется;
  • криком требует внимания;
  • распознает источник звука и света;
  • берет погремушку;
  • ручками исследует личико;
  • наиболее активные малыши начинают себя хватать за коленочки, таким образом они начинают изучать свои ножки.

Все, что попадет в руки малышу, тянется в рот. Это связано с тем, что язычок малыша и слизистая рта намного чувствительней пальчиков. При помощи ротика детки изучают предметы.

Четвертый месяц

 У ребенка в 4 месяца происходят быстрые изменения психологического и физиологического вида. Четырехмесячный малыш:

  • уже уверенно удерживает головку, поворачивается на звуки;
  • лежа на животике опирается на ручки, старается выпрямить их;
  • способен тянуться к игрушке, хватает ее, рассматривает, пробует на вкус;
  • отличает маму от других людей, не отпускает ее от себя;
  • наиболее активный кроха умеет перекатами перемещаться, начинает ползти по пластунский;
  • отдает предпочтение игрушкам;
  • лепет приходит на смену гулению. Кроха способен произнести «ма», «ба», «гу».

В 4 месяца уже опасно оставлять малыша на взрослой кровати, диване. Безопасней его переселить на пол, откуда он не сможет упасть.

Пятый месяц

В 5 месяцев ребенок приобретает важнейшие социальные навыки. Он уже своих отделяет от чужих, с удовольствием проводит время на руках у родителей. Если же на него обратит внимание чужой человек, то он может заплакать. Пятимесячный малыш:

  • переворачивается в разные стороны;
  • приподнимается на ладони в положении лежа на животике;
  • начинает осваивать позу полулежа с опорой на руки;
  • дотягивается до предмета;
  • стоит, если его поддерживают за подмышки;
  • тянет в рот ноги;
  • играет с разными предметами, берет их в руки, стучит, бросает, облизывает;
  • увлеченно рассматривает книжки;
  • наиболее активные из малышей повторяют простые слова, такие как: «папа», «мама», «баба»;
  • малыши умеют заливисто смеяться, грустить, сердится;
  • у некоторых начинают прорезываться первые зубы.

В 5 месяцев с ребенком полезно рассматривать картинки, читать простые стишки.   

Шестой месяц

Ребенок в 6 месяцев отличает свое имя от других. Он уже начинает пробовать разнообразную пищу. Однако, ему не следует давать соленый и сладкий рацион, так как детский кишечник не приспособлен к перевариванию этого вида пищи. Шестимесячные дети умеют:

  • самостоятельно садиться, они способны просидеть непродолжительное время;
  • ползать, могут доползти до игрушки;
  • вставать на четвереньки;
  • манипулировать игрушками, перекладывать их из одной руки в другую;
  • наклоняться в разные стороны;
  • пить из кружки;
  • изучать окружающие их предметы;
  • находить взглядом предмет, о котором говорят взрослые;
  • играть в «ку-ку»;
  • хлопать в ладоши;
  • вслушиваться в речь людей;
  • активно лепетать;
  • осваивать согласные.

У шестимесячного крохи начинается формирование причинно-следственных связей. Он начинает понимать, что если толкнуть предмет, то он упадет, нажать на кнопку – включится музыка. У полугодовалого карапуза имеется склонность к перемене настроения. В этом возрасте можно начинать развитие мелкой моторики (подробней об этом можно почитать здесь).

Седьмой месяц

В 7 месяцев ребенок стает более активным. Он уже легко перекатывается со спинки на бок или животик, хорошо ориентируется в окружающих его предметах. Семимесячный ребенок может:

  • показывать части тела;
  • нанизывать пирамидки;
  • долго играть игрушками;
  • самостоятельно вставать около опоры;
  • издавать подражательные звуки: «ква-ква», «гав-гав», «му-му»;
  • понимать смысл слова «нет», «нельзя»;
  • дети продолжают пробовать новую для них пищу, но также нуждаются в грудном вскармливании;
  • разбирать предметы, ломать их;
  • дети данного возраста с удовольствием играют в «Сорока-ворона», «Ладушки».

Если ребеночек ползает задом наперед, то ничего страшного в этом нет. В скорости он научится управлять своим телом. 

Совет: для активации речевого центра необходимо развивать мелкую моторику ребенка. В качестве упражнений можно воспользоваться пирамидкой, деревянными бусинками, крупной мозаикой. 

Восьмой месяц

В 8 месяцев ребенка опасно оставлять на высоте в одиночестве. Поскольку он уже самостоятельно садится, передвигается. Восьмимесячный малыш:

  • с интересом изучает новые игрушки;
  • находит близких людей на фотографиях;
  • машет вслед рукой;
  • пытается сам кушать;
  • ходит около опоры;
  • свободно ориентируется в знакомом месте;
  • выполняет несложное поручение;
  • с увлечением накрывает крышками банками, нанизывает пирамидку;
  • слушает музыку, танцует под нее;
  • наиболее активные перебирают ножками, когда взрослые их держат за ручки;
  • спокойно сидит.

Восьмимесячный малыш очень привязан к маме. Даже не на недолгое время расставание переносится им довольно болезненно. Он способен проявлять настойчивость, удивление, недовольство, восторг, радость. 

К сведению, у детей в 8 месяцев происходит совершенствование речи, они пытаются повторять слова за родителями.

Девятый месяц

Ребенок в 9 месяцев пытается самостоятельно передвигаться, хватаясь за рядомстоящую мебель. Девятимесячный малыш:

  • пробует залазить на диван;
  • во время ползания разворачивается;
  • знает, куда мама убирает игрушки;
  • проявляет эмоции по отношению к родителям;
  • может манипулировать родителями криком, плачем;
  • пробует есть ложкой;
  • способен засунуть мелкие предметы в дырочки;
  • умеет работать с пластилином;
  • рвет бумагу;
  • знает названия предметов;
  • знает значение слов: «иди», «сиди», «дай», «на»;
  • активно формирует собственный язык речи.

Девятимесячный малыш выражает свое недовольство при помощи крика. В это время активно проявляются черты характера. Кроха испытывает страх потери мамы.

Важно! В это время следует всегда быть начеку, для предупредупреждения опасных падений.

Десятый месяц

В 10 месяцев ребенок начинает с активностью подражать взрослым. Он уже способен играть с другими детками. Отлично знает слово «нельзя». Десятимесячный карапуз умеет:

  • садиться из положения стоя;
  • быстро ползать;
  • стоять без опоры;
  • танцевать, притоптывать, прихлопывать;
  • повторять движения за взрослыми;
  • катать машинку;
  • строить башни из 2-3 кубиков;
  • показывать части тела у мамы, у себя, у куклы;
  • наиболее активные произносят название животных, как они говорят;
  • вовлекаться в игру, предложенную взрослыми;
  • манипулировать мячиком;
  • открывать, закрывать шкафчик;
  • перекладывать предметы;
  • играть с едой;
  • интересоваться конструкторами;
  • перелистывать страницы.

Десятимесячная кроха способен к логическим связям, к примеру, он может машинку подвинуть палочкой. В 10 месяцев происходит формирование ведущей руки.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже сам садится, встает, ползает. Он передвигается с поддержкой, выполняет простые просьбы, знает почти все окружающие его предметы, произносят первые слова. Детки данного возраста могут: 

  • более активные детки могут пройти малое расстояние без опоры;
  • одеть носки;
  • кушать ложкой;
  • проявлять яркие реакции на новую игрушку;
  • понимать строгую интонацию;
  • понимать по интонации хорошо или плохо;
  • отчетливо произносить простые слова;
  • показывать на предмет своих желаний;
  • в утверждении кивать головой, при отрицании – качать.

В этом периоде необходимо поощрять самостоятельность ребеночка, он очень отзывчив к похвале. В 11 месяцев дети отличаются возбудимостью. Они легко переходят от смеха к плачу, настораживаются при появлении чужого человека. Это нормальная реакция малышей, которая не должна расстраивать близких.

Двенадцатый месяц

В 12 месяцев ребенок находится в периоде перехода младенчества к детству. Именно в это время возможно проявление первого кризиса у детей. Итак, годовалый ребенок умеет:

  • самостоятельно ходить. Если же ребенок еще не начал делать свои первые шаги, то не нужно пугаться. Это не является патологией до 1,5 лет;
  • присесть и поднять предмет;
  • положить одну игрушку и взять другую;
  • перешагивать через препятствие;
  • самостоятельно снять и одеть шапочку, носки;
  • жевать пищу;
  • понимать всю обращенную к нему речь;
  • много лепетать, произносить простые слова. Обычно у годовалого карапуза словарный запас составляет от 2 до 10 слов;
  • укладывать игрушки спать, кормить их. 

В годовалом возрасте можно начинать ребеночка приучать к горшку (подробней об этом моменте можно прочитать здесь). Детки данного возраста отлично чувствуют мамино настроение, они могут вместе с ней грустить или смеяться. Детская психология не рекомендует выяснять отношения с малышом, так как это может нанести ему травму.

За год ребеночек превращается из несмышленого человечка в вполнеосознанного карапуза, который многое понимает и чувствует. Важно помнить, что все приведенные показатели развития детей условны. Все детки индивидуальны, каждый развивается в меру своих генетических данных, на которые воздействует социальная среда и бытовые условия. Если у вашего крохи чего-то не получается, то не нужно расстраиваться. Всему свое время. Важно любить его таким, какой он есть. Так как Ваш малыш самый лучший и в силах родителей помочь ему быть гармоничной личностью.