Какие занятия необходимы для детей от 3 до 4 лет

Главная / Развитие / Какие занятия необходимы для детей от 3 до 4 лет

Оглавление:

  1. Правила организационного процесса занятий. 
  2. В какой форме проводятся занятия.
  3. Как выбрать место и время занятий. 
  4. План занятий.
  5. Примерный план. 
  6. Физические занятия. 
  7. Мелкая моторика. 
  8. Творчество. 
  9. Внимание и память
  10. Чтение. 
  11. Математика
  12. Окружающий мир.

Бытует ошибочное мнение, что трех-четырехлетнему ребенку требуется гораздо меньше внимания, чем годовалому крохе. Ведь уже нет необходимости в смене памперсов, кормлении из ложки.Тем не менее,перед родителями стоит выполнение важной задачи – выраститьгармоничную, развитую, умеющую мыслить личность. Дети в возрастной категории 3-4 лет уже многое умеют, кроме того, они стремятся узнать, как можно больше. Наша статья расскажет о том, как проводить занятия для деток этого возраста.

Правила организационного процесса занятий

Всем известно, что занятия для детей 3-4 лет должны проводиться в игровой форме. Так как они только учатся целенаправленности. Малышам в данной возрастной категории сложно удерживать внимание в течение длительного времени. Им непросто идти к цели, они постоянно отвлекаются.

Интерес детей развивается при помощи ярких, новых предметов. Однако необходимо помнить о том, что интерес может не только быстро возникнуть, но и пропасть. Для того, чтобы занятия, которые проводятся дома с родителями, дали максимальную эффективность, нужно соблюдать следующие простые правила:

  1. Прежде всего, все предметы и игрушки, которые используются на занятиях, не должны попадать в руки ребенку в повседневной жизни. Это условие поможет не потерять к ним заинтересованность.
  2. Во время занятия на столе не должно быть посторонних предметов. Все ненужное на данный момент должно быть убрано с поля зрения ребенка. При помощи данного условия можно удержать детское внимание в нужном русле.
  3. Важно не преувеличивать время работы. Занятие должно быть несложным и коротким. Это поможет малышу довести начатое до конца.

В какой форме проводятся занятия

Занятия для деток 3-4 лет должны проводиться исключительно в игровой форме. Данное требование выдвигается из учета их психологических особенностей. Поскольку ведущей деятельностью ребенка является игра. Он с удовольствием придумывает сюжеты, играет действия, придумывает правила игры.

Игровую атмосферу занятий можно создать за счет яркого, красочного, интересного материала. Именно такой акцент нужен в выборе книжек для малыша. В них должны быть понятные, цветные картинки. Использование черно-белых иллюстраций может навести на детей скуку. А применение слишком броских, ярких цветов может и отвлекать.

Необходимого эмоционального фона можно добиться при помощи игрушек, которые приходят на урок. «На сегодняшнее занятие к нам пришел Буратино. Он принес разные фигуры и цвета». Если занимается несколько детей, то можно их подзадоривать соревновательным моментом. «Кто быстрей достанет их кучки геометрических предметов круги, треугольники». Затем моно усложнять задание, попросить малышей показать Буратино красные квадраты, маленькие круги. Важно помнить о том, что соревновательный момент должен быть только у одинаково подготовленных детей.

Важно! Всегда нужно помнить о похвале ребенка.

Как выбрать место и время занятий

Результативность развивающих занятий детей 3-4 лет зависит от их регулярности. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, чтобы они проходили в одном и том же месте. Учитывая время урока, необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок был сыт, бодр. Определиться с наиболее результативным временем можно путем эксперимента. Поскольку занятия для малыша стают частью его режима.

Многих родителей интересует вопрос, сколько по времени должны быть занятия с детьми 3-4 лет. Структура головного мозга малышей данного возраста позволяет им выдержать занятия по 15 минут. Однако, если найти правильный подход к организации уроков, к адаптации, то некоторые детки могут выдержать занятия не меньше 30 минут.

Первый урок не должен превышать 10 минут. После того, как кроха адаптируется, можно начинать увеличивать занятия. Вначале до 15 минут. Если малыш выдерживает данное время, остается после занятия бодрым и веселым, то можно увеличить до 20 минут.  

Немаловажным условием успеха является правильно выбранное место работы. Оно должно быть удобным не только для крохи, но и для родителей. Может быть это детский столик со стульчиком или коврик, на котором проходит урок.

Выбирая место для занятий, важно понимать, что ничего не должно отвлекать ребенка  

План занятий

Одним из условий успеха считается планирование. Данное условие необходимо для того, чтобы не запутаться и не забыть важные вещи. Во время занятий с детьми нужно придерживаться составленного плана. Чтобы ребенок был заинтересован уроками, следует таким образом спланировать занятия, чтобы происходила смена разных видов деятельности.

Наибольшей результативности можно добиться в том случае, если планирование проводится еженедельно. При этом необходимо опираться на результат, который получился у ребеночка на предыдущей неделе. Планирование помогает понять, какой вид занятий для него кажется простым, какой – слишком сложным, какой – скучным. Таким образом можно корректировать работу.

Важно! Если для малыша какое-либо занятие кажется недоступным, сложным, то лучше данное упражнение отложить на несколько недель. После чего можно к нему попробовать приступить снова.    

Для достижения результата, следует придерживаться составленного плана

Примерный план

Каждый родитель сам решает, как проводить занятие для своего ребенка, зная его индивидуальные особенности. Тем не менее, можно взять за основу нижеприведенный план занятий для детей 3-4 лет. Можно выбрать из него что-то, проводить коррекцию. 

Физические занятия

Не возможно провести полноценные занятия для деток 3-4 лет без физических упражнений. В этот пункт может входить все, что угодно. Это прежде всего должно быть связанно с индивидуальностью ребенка. Необходимо учитывать его и родительские желания. Физические занятия должны проводиться весело и легко. Хороший эффект дает музыка. Таким образом у ребенка будет возможность непроизвольно учиться двигаться в соответствии с музыкальным ритмом.

В этом вопросе важно не переусердствовать. Хотя данное правило касается любого аспекта развивающих занятий с ребенком. Именно домашние занятия позволяют определить тот вид деятельности, который нравится ребенку. Если родители увидели наклонности к какому виду спорта, то лучше отдать малыша в соответствующую секцию. Нередко для того, чтобы понять, что действительно получается у ребенка, что ему интересно приходится перепробовать разные виды спортивных занятий.

Дети в возрасте 3-4 лет способны овладевать любым видом спорта

Мелкая моторика

Важно во время развивающих занятий для детей 3-4 лет включать задания на развитие мелкой моторики рук. Поскольку именно они оказывают влияние на развитие головного мозга. Ведь ни для кого не является секретом, что руки имеют прямую связь с головой. Для данной возрастной группы хорошо подойдет сбор конструкторов, мозаики, кубиков. К тому же, при помощи этих предметов можно повторять цвета, формы. Кроме мозаики, конструкторов способствуют развитию воображения и моторики природные материалы: ракушки, песок, камушки. С их помощь можно составлять неповторимые рисунки. Сегодня имеется немало ассортимента, который поможет заботливым родителям проводить развивающие занятия с детьми.  

Творчество

Хорошо развивают воображение, а вместе с тем и моторику творческие занятия. Для этого можно использовать:

  • лепку;
  • поделки;
  • аппликацию;
  • рисование;
  • пальчиковые краски;
  • пальчиковые куклы;
  • кукольный театр;
  • театр теней.

Можно до бесконечности перечислять виды творчества. Детки 3-4 лет любят заниматься подобными видами деятельности. 

Пальчиковые краски являются незаменимым материалом в развитии детей 

Внимание и память

Важно в домашних условиях заниматься тренировкой памяти и внимания. Дети с удовольствием играют с родителями в шахматы, шашки, домино.  Можно тренировать внимание во время игр. Например, разложить перед ребенком разных зверушек в определенном порядке. Далее следует предложить отвернуться. Тем временем поменяв 2-3 игрушки местами. Малыш, повернувшись, должен отгадать, какие игрушки поменялись друг с другом местами. Начинать рекомендуется со смены одной пары игрушек. Постепенно их увеличивая.  

Ели ребенок проявил заинтересованность к шахматной доске, то настало время познакомить его с шахматами. Они учат логическому мышлению, усидчивости

Чтение

Дети 3-4 лет могут начинать знакомиться со звуками и буквами. Данный момент очень важен. Для лучшего запоминания букв можно предложить им найти новую буковку в книжке, слепить ее из пластилина, выложить из камушек. Деткам будет очень интересно и полезно узнать пластмассовую букву с закрытыми глазами среди других букв. Полезно прикреплять буквы на магнитиках на холодильник. Таким образом они будут всегда перед глазами у малыша.

Хорошо собирать из магнитных или пластмассовых букв слоги, а затем и слова. Необходимо, чтобы ребенок отличал звуки от букв. Важно объяснить ему, что буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и читаем.  

Вырезая и вылепливая буквы, ребенок тренирует тактильную память 

Важно! Обучая детей буквам родителям важно учитывать, что необходимо называть не названия букв, а слоги. То есть не «Эр», а «Р», не «БЭ», а «Б».

Математика

Не обходятся развивающие занятия для деток 3-4 лет без обучения счету. Их уже можно начинать знакомить с порядковым счетом в пределах 10. Малыши с удовольствием выкладывают цифры из подручных материалов, лепят из пластилина, составляют несложные задачи. При составлении задач необходимо обращать внимание, что в любой задачке имеется условие и вопрос. В этой возрастной категории математика основывается на элементарной логике. С ребенком можно искать пару предмету. Находить отличия, лишние предметы, например, среди зверей-птицу.

Окружающий мир

В возрасте трех, четырех лет ребенок способен овладевать элементарными знаниями об окружающем нас мире. Его можно знакомить с животными, затрагивая тематику домашних и диких, травоядных и хищников. Малыш с удовольствием узнает времена года, находит между ними отличия, классифицирует картинки. Он способен познакомиться с видами осадков, днями неделями, для этих целей ему можно приобрести отрывной календарь, находит отличия между съедобными и несъедобными предметами. Настало время обратить внимание на такие понятие, как:

  • высокий-низкий;
  • узкий-широкий;
  • большой-маленький;
  • длинный-короткий.

На примере сказок с ребенком можно поработать на тему «Добра и зла».

Развитие ребенка является очень важным процессом. Чтобы занятия, проводимые в домашних условиях, дали необходимый результат, их следует проводить в дружеской атмосфере. Если малышу будет интересно, то обучение будет происходить легко и эффективно.