Физическое развитие детей в 5 месяцев

Главная / Развитие / Физическое развитие детей в 5 месяцев

Оглавление:

  1. Как определить эмоции малыша.
  2. Что может делать 5-месячный малыш.
  3. Общение.
  4. Игрушки для малыша.
  5. Развитие речевого аппарата.
  6. Развитие движений.
  7. Подползание.

Совсем незаметно пролетело время, и вот крохе уже исполнилось 5 месяцев. Он уже не является тем беспомощным существом, заметно подрос, окреп. У него произошла серьезная работа в развитии. Малыш находится у рубежа познания мира. Однако, в данном возрасте родителям нужно быть крайне осторожными, чтобы не допустить перегруза на его нервную систему. В нашей статье подробно рассказывается о том, каким образом происходит развитие малыша в 5 месяцев.  

Как определить эмоции малыша

Каждый родитель сталкивается с такой трудностью, как понятие эмоций крохи. На самом деле все не так уж и сложно. Понять настроение малыша поможет его язычок. Конечно же не в прямом, а переносном смысле. Рассказать о том, что его тревожит, он еще не в состоянии. Об его несложных эмоциях можно догадаться по следующим показателям:

  1. Если кроху беспокоит физическая боль, то у него наблюдается напряженный, заостренный язычок. Он принимает форму флажка.
  2. У малыша, который испытывает удовольствие, язычок стает мягкий, широкий. Словно лопаточка просматривается в улыбке.
  3. У радостного крохи язычок прогибается, выглядит словно лепесток розы. 

Все эмоции детей находятся на их язычке

Что может делать 5-месячная кроха

Малышу, который подошел к рубежу в 5 месяцев, уже многое под силу. Он способен улыбаться, двигать ножками, держать и поворачивать головку, сгибать-разгибать пальчики рук. Ему уже не лежится на месте, у него зародилась заинтересованность к окружающим предметам. 

Еще вчерашнее беспомощное существо вслушивается в знакомый голос, рассматривает родное лицо, всматривается в яркий предмет. У пятимесячного младенца начинается формирование речи. Он уже произносит звуки, схожие с «Е», «Ф», «Б», которые являются основой дальнейшего развития речи. 

Общение

Кроха в 5-месячном возрасте уже воспринимает окружающий мир. В результате чего у него формируется доверие к людям, окружению, к миру в целом. Именно общение в этом возрасте оказывает влияние на приспособленность ребеночка к условиям мира, к жизни в нем, на его дальнейшую самостоятельность.

Поэтому важно взрослым, окружающим малыша, приложить максимум усилий, чтобы он чувствовал себя нужным. У него не должно возникать чувство опасности. Даже в таком возрасте малыш способен понимать, что родные люди всегда помогут. Подобные ощущения возникают лишь в результате общения, прежде всего с мамой.

Некоторые педагоги придерживаются мнения, что не следует брать младенца на руки по первому его зову. Тем не менее, у психологов имеется обратная точка зрения. Они утверждают, что в 3-4 месяца малыш должен получать то, что он хочет в данный промежуток времени. Если он раздражен, то его нужно взять на руки, прижать к себе, постараться успокоить. Благодаря телесному контакту можно добиться базового доверия.

Уже 4-месячный малыш может сопровождать родителей. Конечно же там, где это уместно. Он способен передвигаться в рюкзачке, сидеть в шезлонге. Он словно губка впитывает информацию. В результате чего с крохой нужно как можно больше разговаривать. Важно комментировать любое действие, будь то даже просто чистка картошки.

Психологи рекомендуют перед тем, как взять малыша на руки называть его по имени и говорить: «Иди ко мне». Можно использовать любое другое выражение, которое будет больше нравиться и ребенку, и взрослому. Через некоторое время он запомнит данную фразу и станет при ее произношении тянуть к родителям руки. 

Общение с мамой является основой базового доверия малыша

Игрушки для крохи

Возраст 3-4 месяцев характеризуется овладением хватательным рефлексом. Кроху уже не интересуют висящие предметы, ему все нужно потрогать. Настало время опустить пониже игрушки, которые висят в кроватке. Малыш захочет в руки взять мобиль, потрясти его.

Важно! Для лучшего развития ребенка психологи советуют по бокам кроватки подвесить игрушки, чтобы кроха мог к ним прикоснуться.

У трехмесячного крохи уже есть множество игрушек. Имеются несложные рекомендации, которые выдвигаются для их покупок:

  1. Большое внимание следует уделять качеству игрушек. Они должны быть изготовлены из высококачественного материала.
  2. Игрушки не должны быть слишком яркими. Для их изготовления должны использоваться лишь экологические красители.
  3. Все предметы, которыми манипулирует малыш, нужно хорошенько помыть. Так как они в целях познания мира неизменно попадут в рот.
  4. Во время покупки необходимо придерживаться следующего золотого правила: чем младше ребенок, тем большего размера должна быть у него игрушка. Естественно, все должно быть в меру разумного.
  5. Предметы диаметром около 5 см. следует одеть на веревочку.   
  6. Настало время для погремушек. Выбирать их лучше разного цвета и формы. Наиболее удобными считаются погремушки с ручкой, что играет решающее значение для формирования двигательных функций руки.
  7. Игрушки не должны включать в себя волосы, пуговицы, кнопки, бусинки. На них не должно быть никаких мелких деталей. Поскольку они могут быстро оказаться во рту у малыша.
  8. Хорошо развивают тактильный аппарат игрушки, изготовленные из тканей. Ткани могут быть шероховатыми, гладкими, шуршащими, немного колючими. 

Ребенку в 5 месяцев хорошо предлагать пищалки, заводные игрушки, погремушки, оснащенные разноцветными шариками. Поскольку во время игры они будут изменять свой цвет, тем самым заинтересовывая кроху и побуждая его к манипуляциям.

Развитие речевого аппарата

К 5- месячному возрасту малыш начинает «гулить». Обычно это происходит в том случае, когда он спокоен, находится в хорошем расположении духа. Речь малыша следует поощрять, развивать. Поскольку именно такой лепет готовит его к взрослой речи. Причем данному лепету учат кроху близкие люди. Чтобы избежать речевых нарушений, психологи дают несколько несложных рекомендаций:

  • чтобы в последствии речь малыша была плавной, рекомендуется все действия сопровождать легкими потешками. Есть потешки на разные случаи жизни. С их помощью можно одевать, умывать, кормить ребеночка;
  • выполняя домашние дела, нужно разговаривать с малышом, называя свои действия и предметы. Это только кажется, что кроха молчит. На самом же деле у него происходит накапливание речевого запаса, который по истечении времени выдастся;
  • хорошо развивают речь ребеночка народные песенки. Так как в их составе имеется множество слогов, которые и проговаривает малыш. Они развивают лепет и дальнейшую речь;
  • с 4 месяцев ребенку можно подключать такие игры, как «Сорока-ворона», «Ладушки». Слова при этом лучше припевать и делать одновременно руками плавные движения. Таким образом вместе с развитием лепета развивается моторика;
  • уже с 5 месяцев можно играть в игру «Где?». Спрашивая при этом: «Где кошка?», «Где ручка?», «Где собачка?»;
  • хорошо развивается речь во время так называемой переклички. Родителю нужно за малышом повторять произносимые крохой звуки. После того, как он заинтересуется, можно подключать новые слоги. Через некоторое время кроха начинает с удовольствием подражать новым слогам.

Четырехмесячный малыш уже способен заразительно смеяться

Развитие движений

Малыш к 5 месяцам начинает овладевать незнакомыми и новыми для него движениями. Он уже хорошо переворачивается в сторону. Теперь важно обратить внимание на переворот с животика на спинку. Чтобы ускорить данный процесс можно: 

  • лежащему на спине ребенку показать погремушку, позвенеть ей, привлекая внимание крохи. После чего плавными движениями передвинуть игрушку за спинку малыша. Он при этом будет поворачивать головку, следя за ней. Таким образом ребеночек непроизвольно перевернется на живот. Теперь настала пора похвалитьего, отдать долгожданную погремушку;
  • можно положить малыша на простынь, незначительно приподняв ее край. Под действием тяжести ребенок вначале совершит переворот на бок, после чего на спинку.

Игрушки развивают координацию, слух, зрение детей

Тренируя перевороты, нужно учить ребенка переворачиваться на обе стороны. Для дальнейшего их развития, необходимо обращать внимание на равновесие малыша. Развивать равновесие можно следующим образом:

  • взрослому нужно сесть на коврик. Далее положить кроху вдоль ног на животик. Чтобы развить его интерес, взрослый на ногу может одеть пальчиковую куклу. Далее следует покачивать ногой. При этом малыш будет переносить свое тело из одной стороны в другую. Тем не менее, игрушка привлекает его внимание, и малыш будет вынужден держать равновесие;
  • чтобы добиться более яркого результата, описанное выше упражнение можно выполнять на надувном матрасе.

 Подползание

Ребеночек к 5 месяцам может справиться с подползанием. Это своеобразное подтягивание на ручках. Прежде всего следует заинтересовать его игрушкой. После того, как кроха увидел перед собой интересующий его предмет, он, находясь на животике, старается как можно ближе подтянуться к нему. Он при этом опирается на ручки. В этом случае можно начинать разрабатывать подползание дальше. Специалисты дают следующие советы:

  • прежде всего важно обеспечить безопасность. У малыша на занятиях должна быть свобода движения. Ни какие предметы не должны его стеснять;
  • к ножкам крохи в качестве опоры можно подложить валик, свернутый из одеяла. Запрещается самостоятельно подталкивать малыша;
  • ребеночка следует положить на спину. Показать ему яркую игрушку. Наилучше всего использовать погремушку, которую нужно перенести на бок, погреметь ею там. Малыш, следя за погремушкой, сначала перевернется на бок, после на животик, будет тянуть ручки к игрушке. Совершая опору ножками на валик, он подтянется к заинтересовавшему его предмету. В конце он в качестве награды должен обязательно получить погремушку за свои старания;
  • положить кроху на животик. Перед ним поставить яркую игрушку. Для данного упражнения лучше всего использовать неваляшку. Она должна быть на расстоянии вытянутой руки крохи. Далее взрослому следует покачать неваляшку. Она издаст заинтересовавший его звук, ребенок станет к игрушке тянуть ручки; 
  • неплохо все перечисленные упражнения выполнять с заводной игрушкой. Хорошо для этих целей использовать новую игрушку, которую ребеночек еще не держал в руках.

Ребеночек к 5 месяцем уже не такая беспомощная кроха. Это уже личность, которой все интересно. Пользуясь его интересом можно помочь ребенку развиваться в соответствии с возрастом. Однако, если у малыша что-то не получается, не нужно его торопить. Можно отложить занятия на недельку-другую. После чего терпеливо приступить снова. Родителям важно помнить об индивидуальных качествах своего малыша.