Подростковый кризис

Главная / Психология / Подростковый кризис

Оглавление:

  1. Фазы развития кризиса.
  2. Причины кризиса.
  3. Вестники кризиса подросткового периода.
  4. Отношения между родителями и детьми.
  5. Правила пяти П.
  6. Советы родителям.

Подростковый кризис является наиболее тяжелым кризисом, который ожидает ребенка во время полового созревания. Порой родители просто не узнают своего подросшего чада и не знают, как вести себя с ним. Детская психология установила этапы подросткового кризиса от 13 до 15 лет. Считается, что у девочек данный период начинается с 11 лет и имеет менее яркое течение, чем у мальчиков. Если родители заблаговременно позаботятся о перестройке детско-родительских отношений, то возможно бескризисное развитие событий. 

Фазы развития кризиса

Подростковый кризис имеет несколько фаз своего развития:

  1. Первая фаза называется негативной. В это время у подростка рушатся стереотипы. На фоне того, что родители не понимают того, что происходит с ребенком, происходит немало ссор.
  2. Кульминация происходит в период между 13-15 годами. У одних это происходит бурно, у других-мягко.
  3. Последняя фаза носит название посткритической. В этот период формируются новые отношение в семье, с ровесниками.

Совет: в этот период нельзя вступать в конфронтацию. Необходимо создать максимально комфортные отношения в семье. Подростку важно чувствовать, что он любим.    

Причины кризиса

Кризис подросткового возраста, который характеризуется новыми отношениями между родителями и детьми, имеет следующие причины:

  • Повышенное требование к окружающим и к себе. Однако дети не могут еще нести ответственность за свои действия, самостоятельно решать свои проблемы;
  • Родительская гиперопека, контроль ребенка. Подросток стремится к свободе, хочет самостоятельно принимать решения, без взрослых. Конфликтная ситуация набирает обороты из-за наличия потребности нести ответственность за свои действия, но отсутствия практического навыка, несерьезности по отношению к своим обязательствам. Последний факт не дает взрослым воспринимать детей равными. Возникает сопротивление, приводящее к недопониманию, ссорам;
  • Детям важно мнение окружающих, как они выглядят в глазах сверстников;
  • Психологические особенности, благодаря которым у детей имеются сложившиеся черты характера, которые являются препятствием для самовыражения, самоутверждения. В результате чего они стают более раздражительными, винят себя за собственную несостоятельность.

Важно! Необходимо создать такие условия, когда подросток захочет открыто проявить свои чувства и доверить мысли родителям.

Вестники кризиса подросткового периода

Вестниками подросткового кризиса является:

  • Снижение успеваемости во время выполнения заданий. Ребенок учится мыслить дедуктивным методом, выделять закономерности, выводить умозаключения. Ранее он опирался на имеющиеся знания. Его школьные оценки не радуют родителей. Подростки любят пофилософствовать, они склонны к рассуждению;
  • Дети чувствуют недовольство собой, переживают тягу к смятению, одиночеству;
  • Демонстративное поведение. Подростки делают все, чтобы их заметили, не выносят даже малейшего внимания в чью-либо сторону, кроме себя. Они способны сообщить непростое событие в своей жизни в присутствии большого скопления народа, вмешаться в разговор. Намеренно нарушают дисциплину, вставляют слова, затевают драки;
  • Подростки полноценно относятся к себе как к представителю своего пола. Для них внешность приобретает особое значение. Через нее они презентуют себя в мире;
  • Остается важным общение со сверстниками. Они находят единомышленников, утверждаются в молодежной среде, участвуют в формировании субкультуры, групп. Родителям нужно следить с кем общается ребенок. Важно обсудить тему общения, если его друзья вызывают опасения. Но, это возможно лишь в том случае, если между родителями и детьми налажены доверительные отношения.    

Отношения между родителями и детьми

Часто взрослых охватывает волна недовольств, они ощущают безысходность ситуации. Родителям кажется, что они теряют ребенка, стремятся больше о нем знать. Он же в свою очередь стремится от них уединится, воспринимает действия родителей как бесцеремонное внедрение в личное пространство. На данном этапе взрослым необходимо терпение, мудрость, спокойствие. Эти качества помогут безболезненно выйти из нелегкого семейного этапа.  

В результате гормональных скачков происходит масштабное физиологическое преобразование. Но мозг ребенка, его психика не способны развиться столь же быстро. Происходит противостояние реальности и желаемого. В подростковый период появляются новые потребности, стремление к независимости. Хотя взрослые еще не готовы поменять свое отношение к ребенку. Подросток всячески добивается свободы, но не знает, что с ней делать. Он находится в вечном поиске себя: «Кто я такой? Для чего я живу?». Он словно подводит черту под детством и делает первые шаги в жизнь взрослого.

Подростки хотят походить на взрослых, желают избавиться от излишней опеки, демонстративным поведением показывая о том, что они уже выросли. Родители в свою очередь пытаются его оградить от возможных ошибок. У психологов имеются противоположные мнения о том, стоит ли бороться с демонстративным поведением. У одних бытует мнение, что если оно не приносит проблем, то не нужно вмешиваться во внутренний мир ребенка. Нужно дать возможность пройти самостоятельно период подросткового кризиса. Другое мнение психологов заключается в том, что рано или поздно демонстративное поведение принесет проблемы. Поэтому с ним нужно бороться в любом случае.  

Правило пяти П

Психологи предлагают родителям правило 5 «П», которое базируется на том, что «подросток» - это тот, кто подрос, дорос. Данное правило основано на:

  1. Понимании ребенка таким, какой он есть. Он имеет право быть самим собой;
  2. Понимании того, что происходит с ребенком. Подростки постоянно сигнализируют о том, что с ними что-то происходит. Эти сигналы проявляются в агрессии, обидчивости, попытках уединения, молчании, грубости;
  3. Поддерживании лучших качеств, которые есть у ребенка. Необходимо акцентировать внимание на положительных чертах ребенка. Так как подростковый возраст идет в ногу с заниженной самооценкой. Конечно, обращать внимание на негативных чертах нужно, но прежде важно похвалить;
  4. Помощи в понятии своих ошибок и их исправлении. Верным способом отторгнуть ребенка является вечная критика. Однако важно помнить, что любая критика должна быть конструктивной. Подростку необходимо научиться лозунгу: «На ошибках учатся». Не нужно осуждать, критиковать. Необходимо показать перспективу к развитию;
  5. Признании того, что ребенок не такой как взрослый, он –личность. Следует признать его право на отличное мнение от взрослых. Важно признать его «инакость».

А также важно научиться прощать не только ребенка, но и себя.

 

Советы родителям

Чтобы наладить отношения с упрямцем, важны доверительные отношения, с постепенным расширением свободы ребенка. Что требует от взрослых решимости и мужества. Только после получения ответственности, ребенок научится отвечать за свои поступки. Но одновременно с получением прав, подросток должен приобретать и обязанности. Сгладить яркое проявление подросткового периода помогут следующие рекомендации психологов:

  1. Постараться найти компромисс, точки соприкосновения интересов. Можно принять условие ребенка в обмен на некоторые обязательства. Например, если ребенок против того, чтобы родители входили в его комнату, то можно удовлетворить его потребность в обмен на наведение в ней порядка три раза в неделю.
  2. Можно попробовать действовать от противного. Допустим ребенок постоянно раскидывает вещи, а мама их собирает. Конечно, любому терпению придет конец. Но можно сделать иначе. Собрать разбросанные вещи не на место, а куда ни будь подальше. Когда в шкафу у него не останется ни одной вещи, ребеночек вначале опешит, будет возмущаться. Но зато в дальнейшем ему навряд ли захочется снова оказаться в подобном положении.  
  3. Введение единых правил для всех членов семьи. Никому не должно даваться послаблений. Например, за столом во время еды не должно быть никаких гаджетов, кушать только в столовой, после 9 вечера не включать музыку.
  4. Вводить подростка в обсуждение дел семьи, решение проблем, построение планов. Необходимо ему предоставить право высказать свое мнение, с учетом его при вынесении вердикта.
  5. Необходимо находить время на беседу с детьми, выслушивание их проблем, участие в их жизни;
  6. Важно соблюдать эмоциональное равновесие. Нельзя поддаваться на провокации упрямца, нужно сохранять спокойствие.
  7. Важно интересоваться делами ребенка, его увлечениями, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
  8. Не нужно удерживать ребенка около себя, так же, как и отпускать его. Нельзя его отпускать без оглядки. Чадо должен чувствовать свободу, наравне с постоянным плечом взрослого, готовым помочь ему.

 

Невзирая на внешнюю колючесть ребёнка, важно понимать, что родители ему очень нужны. Дети нуждаются во внимании, понимании, любви, ненавязчивых советах. Родителям необходимо перерасти из роли наседки в советчика. Необходимо изменить связь с чадом, постараться быть ему другом.