Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Главная / Психология / Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Оглавление:

  1. Определяем готовность к школьному обучению.
  2. Психологический настрой.
  3. Возможные трудности.
  4. Развивающие игры.

     4.1.Мелкая моторика.

     4.2.Развитие памяти.

     4.3.Развитие внимания.

     4.4.Развитие речи.

     4.5.Развитие мышления.

     4.6.Эмоциональное развитие.

     4.7.Развитие воображения.

     5.Советы родителям.

Отдавая ребенка в школу, родителям необходимо оценить его уровень готовности к серьезным переменам в жизни. Особенно это касается детей, находящихся на границе между 6 и 7 годами. Оценка готовности поможет родителям определиться, стоит ли идти в школу в этом году или лучше подождать еще один год. Кроме того, при помощи определения уровня готовности к школьному обучению можно помочь ребенку организовать необходимую подготовку с учетом его слабых и сильных сторон.

Определяем готовность к школьному обучению  

Раньше основным критерием готовности к школьному обучению считалось умственное развитие детей (пройти тест на определения готовности к школьному обучению можно здесь). На сегодняшний день большое внимание уделяется психологической готовности, которая состоит из следующих критериев:

  1. Интеллектуальная готовность направлена на сформированность восприятия, памяти, воображения, мышления ребенка. Например, дети 6-7 лет из 10 услышанных слов должны запомнить хотя бы 5, должны уметь находить «сокровище» в помещении при помощи схемы, объединять слова по признаку.
  2. Социальная готовность. От ребенка требуется умение налаживать отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми. Чтобы успешно адаптироваться, он должен быть готовым идти на компромисс, уметь решать конфликты, быть терпимым. Большинство детей в 6-7 лет контролируют свое поведение, выполняют правила. Неадекватное поведение говорит о том, что ребенок не готов к школьному обучению. Также важно иметь адекватную самооценку, уметь признавать ошибки, спокойно переносить критику.
  3. Личностная готовность. К 7-летнему возрасту у детей должна появиться потребность получения новых знаний, изменения своего статуса. Конечно мотивация может быть разнообразной. Это и новый портфель, и форма, и красивые книжки. Но важно, чтобы малыш понимал, для чего требуется учеба.         

Психологический настрой

Чтобы ребенок подготовился психологически к школе, важен правильный настрой взрослых. Наиболее распространенной ошибкой является запугивание ребенка. Например, что будут задавать много домашнего задания и у него не будет времени на игры, что его ждут двойки. Необходимо сделать так, чтобы у ребенка не было страха перед школой. Следует делать упор на то, что он узнает много нового, у него появятся новые друзья. Можно вспомнить забавный случай из своей школьной жизни.

Кроме того, не следует через чур идеализировать процесс обучения, все описывать только в радужных тонах. Малыш должен знать, что он может столкнуться с трудностями. В противном случае после первой негативной оценки может возникнуть сильнейшее разочарование.  

Помогает приобретению нужного настроя игра в «Школу», в которой можно смоделировать различные ситуации, встречающиеся в школьной жизни. Можно использовать для этого игрушки. Хорошо было бы с ребенком посетить школу, посмотреть обстановку в ней. 

Важно! Ребенок легче адаптируется в школе, если родители настроены положительно и показывают новый важный статус малыша.

Возможные трудности

В школе ребенок может встретиться со следующими трудностями:

  • Неусидчивость. Нередко посещение школы стает большой проблемой. У малыша не хватает терпения для доведения начатого дела до конца. В этой ситуации родителям необходимо помочь чаду, выполнять вместе с ним задания;
  • Невнимательность негативным образом сказывается на успеваемости. Ребеночек не торопится выполнять домашнее задание, часто отвлекается. Здесь ему также требуется помощь со стороны родителей. Обычно проблема исчезает к 10 годам. Для уравновешивания данного процесса хорошо использовать пальчиковые игры, краски, шнуровку;
  • Нелюбовь к учебе. Для заинтересовывания ребенка можно постараться сделать акцент на игру, а не на обязанность. Важно поддерживать любознательность, желание узнавать новое, которое присутствует в детях от природы.  

Развивающие игры

У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Ниже приведены несложные занятия, которые помогают развиваться ребенку и могут с легкостью использоваться родителями в домашних условиях.

Мелкая моторика

Развивать мелкую моторику можно при помощи:

  • Штриховки карандашом;
  • Нанизывания бусин;
  • Завязывания шнурков;
  • Вырезания из бумаги;
  • Создания аппликаций;
  • Лепки из пластилина;
  • Игр с мозаикой;
  • Конструктора;
  • Вышивания;
  • Завязывания узлов на веревке.

Развитие памяти

Развивать память можно следующими методами:

  • Сравнением картинок и нахождения отличий;
  • Пересказыванием сказки;
  • Обсуждением событий, произошедших за день;
  • Пересказыванием мультфильма;
  • Описанием предмета, который убрали из поля видимости ребенка.

Развитие внимания

Внимание можно развить при помощи:

  • Нахождения предмета, который находится в комнате и начинается на загаданную букву. Далее можно усложнять задание, предмет должен заканчиваться на определенную букву или она должна находиться в середине слова;
  • Мама может читать ребенку стихотворение, а он в это время должен хлопать в ладоши, если слово начинается на определенную букву;
  • Одновременного выполнения нескольких дел, например, рассматривания картинки и слушания рассказа;
  • Разложить перед малышом 6 игрушек, далее их поменять местами и предложить ему вернуть игрушки на место;
  • Дать ребеночку листок с группой цифр, предложить ему вычеркнуть определенную цифру.

Развитие речи

 Развитием речи можно заниматься при помощи следующих методов:

  • Загадать ребеночку слово. Далее он должен с ним придумать словосочетание. Например, котенок – веселый котенок, пушистый котенок;
  • Можно предложить малышу поиграть в журналиста. Пусть он озвучивает действия родителей. Допустим, как мама варит суп или пришивает пуговицу;
  • Назвать ребенку первые слог, далее он должен продолжить на него слово;
  • Пересказать книжку, рассказ;
  • Читать вместе с малышом.

Развитие мышления

Для подготовки к школе важно мышление ребенка, развивать которое можно путем:

  • Проговаривания слов наоборот. Для данной игры следует подбирать слова, в которых не более 4 букв;
  • Найти предмет, сказанный наоборот;
  • Находить общее между предметами, например, пылесос и веник;
  • Разгадывания загадок;
  • Придумывания историй по картинкам;
  • Составлением картинок из геометрических фигурок;
  • Составления предложения из определенных слов;
  • Придумывания продолжения сказок.

Эмоциональное развитие

Эмоционально развивать ребеночка можно при помощи следующих методов:

  • Родители называют какое-нибудь действие, а малыш должен к нему изобразить эмоцию;
  • Представить, что какой-нибудь предмет ожил. Необходимо изобразить его настроение;
  • Оценивать эмоции людей на картинках, в сказках, в жизни;
  • Во время чтения сказки обсуждать чувства героя;
  • Говорить о своих чувствах.

Развитие воображения

Развитие воображения происходит в следующих случаях:

  • Предложить малышу артикуляцией изобразить загаданный предмет;
  • Во время рассматривания овощей, фруктов предполагать на что они похожи;
  • Соединять на рисунке части предметов;
  • Обсуждать неожиданное применение привычного предмета.

Советы родителям

Ниже даны советы родителям по подготовке ребенка к школе:

  1. Необходимо заранее готовиться к школе. Следует выбрать школу, познакомиться с учителем, детьми. Важно определиться, кто будет отвозить ребенка в школу, сможете ли Вы его забирать.
  2. Домашние занятия с ребенком должны быть системными.
  3. Рабочее место следует выбирать с учетом интересов ребенка. Также он должен сам участвовать в процессе выбора одежды, ранца, канцелярии.
  4. Важно заранее устроить режим ребеночка под школьный. Ему не должно быть сложно вставать в 7 утра, завтракать и отправляться в школу.

Если правильно подойти к адаптации ребенка к школьному обучению, то обычно не возникает проблем. Дети с легкостью вливаются в школьную жизнь, заводят себе новых друзей.