В каком возрасте ребенок начинает говорить

Главная / Логопедия / В каком возрасте ребенок начинает говорить

Оглавление:

  1. Какие этапы формирования речи.
  2. Соотношение издаваемых звуков и возраста ребенка.
  3. В каких ситуациях необходимо обращение к врачу.
  4. Когда ребенок начинает говорить.
  5. Когда появляются сформулированные предложения.
  6. Причины проблем с речью.

Для многих молодых родителей в первые годы жизни ребенка наиболее актуальным вопросом считается, во сколько дети начинают разговаривать. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, у каждого из них свое время для начала данного процесса. Детская психология выделяет периоды, когда дети должны заговорить. Если этого не произошло, то достаточно получить консультацию врача для исключения психической заторможенности.

Какие этапы формирования речи

В первый год жизни малыш адаптируется к окружающей среде. В это время для него особенно важна забота родителей. Если детский мозг и нервная система функционируют правильно, родители активно взаимодействуют с малышом, то он на втором году начинает разговаривать. Формирование речевого аппарата происходит поэтапно. Имеется два основных этапа:

  1. Пассивный представлен запоминанием новых слогов, звуков. В данном периоде ребеночек учится понимать слова, но еще их не воспроизводит.
  2. Активный. Кроха повторяет звуки, изучает их, учится складывать слова и постепенно целые предложения. 

Фразы, произносимые ребенком, имеют возрастные нормы. Пассивное накопление начинается раньше активного. Если малыш начинает потихоньку повторять за родителями звуки, понимает взрослых, но не говорит, то нет повода для беспокойств. 

Соотношение издаваемых звуков и возраста ребенка

Речевой аппарат ребеночка развивается в соответствии с его возрастом. Ниже представлены средние данные речевых навыков ребенка по месяцам.

  • в возрасте 1-3 месяцев ребеночек умеет громко кричать, постепенно он повторяет за взрослыми: «а-аа», «а-гу», «а-ву», «а-га»;
  • от 4 до 5 месяцев кроха умеет смеяться, визжать. Он словно поет, издавая протяжный звук, обогащая его интонацией и эмоциями;
  • в полгода малыш хорошо узнает голоса родных, лепечет, произносит слоги, похожие на «па», «ма»;
  • от 7 до 8 месяцев ребенок учится произносить звуки, которые принадлежат животным. Он способен показать, как собака лает, коровка мычит, знает названия предметов, но не называет их;
  • в возрасте 9-11 месяцев дети учатся произношению первых слов. Очно это «папа», «мама», «баба», «дай», «на». В среднем запас слов не больше 10;
  • от 1 года до 1,5 кроха учится произносить словосочетания, знает названия животных, людей, показывает их на картинках;
  • от 2 до 3 лет малыши понимают вопросы, учатся их задавать, выполняют просьбы, составляют простые предложения, разучивают и рассказывают легкие стишки;
  • в возрасте 3-4 лет дети активно общаются с ровесниками и взрослыми, говорят сложными предложениями.

Перечисленная информация является нормой. Однако следует помнить об индивидуальности детей. Но, если по всех верхним границам норм дети уже говорят предложениями, а Ваш малыш еще не произносит слова, то нужно проконсультироваться со специалистами, которые оценят нервное, психическое и речевое составляющее ребеночка.  

В каких ситуациях необходимо обращение к врачу

Рекомендуется обратиться к неврологу, логопеду, психологу, если:

  • трехгодовалый малыш произносит слова, но люди не могут его понять;
  • возможно появление неадекватного поведения детей. Он часто бывает гиперактивным (подробней об этом можно прочитать здесь);
  • с трудом пережевывает пищу;
  • ходит с часто открытым ртом с выделяющейся из него слюной;
  • категорически отказывает любому виду общения.

 Своевременное обнаружение причин позволит начать ранее лечение, что является залогом избавления от проблем без дальнейших последствий. В этом случае ребеночек быстро наверстает упущенное и не будет в дальнейшем отличаться от детской среды.

Когда ребенок начинает говорить

Любые внимательные родители не пропустят момента, когда ребенок начнет говорить. Начальные слова ребенка лишь напоминают речь взрослого. «Мама» может быть «ма», «бабушка» - «ба», кашка – «ка». Детские логопеды утверждают, что они достаточны для малышей и являются показателем полноценного развития.

Чаще всего первое слово ребенок произносит в возрасте 7-8 месяцев. К году словарный запас составляется около 10 слов. Наиболее активные детки могут говорить 20 слов, включая слоги, подражания животным. У многих родителей возникает вопрос, как понять, что данные звуки не случайны. Для этого нужно понаблюдать за малышом. В определенных обстоятельствах ребеночек будет произносить одинаковые «слова». Конечно на начальном этапе они произносятся невнятно, но при систематизированных занятиях дома с родителями малыш научится правильному их произношению. (подробней об этом можно прочитать здесь). 

К примеру, когда ребеночек смотрит на кошку и произносит «мяу», то родителям нужно сделать подтверждение взрослой речью, проговорив «кошка». Если он указывает на животное, то кроха понимает речь взрослого. В дальнейшем на вопрос «Кто это?», он ответит не «мяу», а «кошка» или «киса».

Обычно годовалые дети произносят простые слова. По достижению 2 лет ребенок должен уметь говорить словосочетания, фразы из 2 или 3 слов. К правило у них довольно быстро расширяется словарный запас. К концу 2-годовалого возраста он составляет от 250 до 300 слов. Малыши уже начинают включать в речь предлоги, глаголы.

Когда появляются сформулированные предложения

К 3 годам речь ребенка является полностью сформированной. Но он еще испытывает трудности с произношением сложных звуков, например, «ш», «р», «з». Он уже способен составить сложное предложение. Благодаря регулярному общению происходит увеличение словарного состава.

К 4 годам ребенок входит в возраст почемучки, ежечасно задавая множество вопросов. Взрослому в этот период необходимо запастись терпением и отвечать на них с максимальной развернутостью. Что позволит малышу не только повысить уровень знаний, но и сформулировать словарный запас, далее не испытывать трудности в общении.

Причины проблем с речью

Детская психология говорит, что на то, когда ребенок начнет разговаривать оказывает влияние насколько часто родители говорили с ним. Как только кроха начнет произносить первые звуки, необходимо обращать внимание на тренировку мышц речевого аппарата. Если ребеночек часто «гулит», то его мышцы быстро готовятся к произношению первого слова. Педиатры выделяют следующие причины почему ребенок не разговариват:

  • врожденные травмы, к которым относятся заболевания ЦНС, патологии ротовой полости;
  • приобретенные чаще всего представлены психическими нарушениями, когда кроха чего-то пугается. В результате у него долго не начинается речь;
  • если родители переучивают ребенка – левшу. Данное явление опасно, так как необходимо малышу дать свободу. Обычно такие детки все отлично делают обеими руками;
  • сильное пеленание. Поскольку из-за излишнего ограничения возможно затормозить речевые навыки.

Обычно в семьях с заботливой и теплой атмосферой здоровые детки начинают радовать родителей первыми словами в период от 1 года до 2 лет. Если долгожданные слова ребеночек не произносит и к 3 годам, то следует проконсультироваться с врачом.