Как в домашних условия поставить звук Л

Главная / Логопедия / Как в домашних условия поставить звук Л

Оглавление:

  1. Как правильно формировать звук «Л».
  2. Учимся дома выговаривать звук «Л».

     2.1. Упражнение.

     2.2. Способы вызывания звука «Л».

     2.3. Закрепление в словах.

     2.4. Автоматизация.

Пятилетний ребенок должен уметь правильно произносить все звуки. Пользоваться для выражения своих мыслей простыми и сложными предложениями. Если он на протяжении длительного времени не произносит правильно звуки, то происходит двигательное закрепление артикуляционного навыка, искажается восприятие речи. Малыш произносит неверно звук, сам не понимая этого. Необходимо ему как можно скорей помочь. Иначе у него разовьется стойкий речевой дефект, который преодолевается довольно сложно. Наша статья расскажет, как в домашних условия поставить звук «Л».

Как правильно формировать звук «Л»

При отсутствии у ребенка хронических заболеваний, патологии языка, сбоев в функционировании нервной системы, дома можно поставить те или иные звуки. Чтобы это сделать правильно и не закрепить неверное произношение, следует знать порядок действий, который поможет в постановке правильного звука.

  1. Прежде всего необходимо укрепить артикуляционную моторику, что достигается при помощи простых упражнений.
  2. Следующим этапом будет постановка проблемного звука.
  3. Далее поставленный звук отрабатывается сначала в слогах, потом в словах.
  4. Когда ребенок будет спокойно произносить звуки в словах, ему предлагаются задания на различие противоположного звука. В нашем случае это твердый «Л» и мягкий «Ль».
  5. Затем следует этап заучивания и произношения чистоговорок, потешек, загадок, стихов, где часто встречается поставленный звук.
  6. Последним этапом будет закрепление звука в речи, при составлении рассказов, рассказывании сказок. 

Учимся дома выговаривать звук «Л»

Обычно дети при неправильном произношении звука «Л» его заменяют на «Ль», «В», «У», «И». Например, вместо «лавка» получается «лявка», «вявка».  Произношение звука «Л» требует нахождения язычка на верхней позиции. Поэтому необходимо научить ребенка его поднимать вверх и удерживать некоторое время.

Упражнение

Чтобы язычок умел держать необходимое положение логопеды предлагают следующие упражнения, помогающие укрепить мышцы:

  • Жало. Ребенок должен показать узкий язычок;
  • Лопатка. Показываем расслаблено лежащий широкий язычок;
  • Жало-Лопатка. Попеременно показываем то узкий, то широкий язычок;
  • Качели. Расслабленный язычок касается сначала нижней, затем верхней губы;
  • Маятник. Кончик язычка задевает уголки губ;
  • Непослушный язычок. Ребенку следует высунуть расслабленный широкий язычок и похлопать по нему губками, произнося пя-пя-пя. Таким образом добиваясь от него более расслабленного и широкого состояния;
  • Спящий язычок. Малышу нужно прикусывать кончик высунутого язычка, при этом закрывая и открывая ротик. Язык и губы должны быть неподвижными.

Важно! Все упражнения следует проводить перед большим зеркалом, чтобы малыш в нем видел, как делают упражнения взрослые и он.

Способы вызывания звука «Л»

Когда ребеночек начнет без труда справляться с вышеописанными упражнениями, то настал момент перехода к постановке звука. Для этого используются следующие способы:

  1. Предварительно сделать все упражнения, заканчивая «Спящим язычком». Далее язык ребенка должен лежать в неподвижном состоянии между зубками. В этом положении ему необходимо спеть А-А-А без перерыва. Далее прикусить кончик язычка, продолжая петь. Получается А-Л-Л. Нельзя на данном этапе заострять внимание на том, какой звук получился у малыша. Когда у него после многократных упражнения получится «Л» вызывать без труда, то можно спросить, какой звук получается.
  2. Ребеночку следует предложить спеть Ы-Ы-Ы. Также прикусывая язык, как в предыдущем упражнении.

Получившийся звук «Л» следует закреплять сначала на закрытом слоге, АЛ, ОЛ, ИЛ, УЛ. Дальше можно его ставить между гласными, АЛА, УЛО, ИЛА…Затем в открытом слоге, ЛА-ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ, ЛА-ЛУ, ЛО-ЛУ…

Закрепление в словах

После того, как ребенок начнет справляться с заданием наступает этап закрепления звука «Л» в словах. Обычно данный процесс идет по следующим этапам:

  • Сначала учимся произносить слова, где «Л» стоит в конце слова, осел, тыл, бокал, стол, стул…;
  • Далее переходим на произношения звука в начале слова: лыжи, лыко, лужа, лошадь. Необходимо подбирать слова с твердым «Л»;
  • Затем произносим звук в середине слова: класс, клык, глаза, блоха…

У некоторых детей идут сложности с постановкой звука в конце слова. В этом случае родителям необходимо экспериментировать. Может быть у Вашего ребенка сначала звук легче встанет в начало слова или в середину.

Автоматизация

После этого настал момент заучиваний несложных потешек, стишков, загадок со звуком «Л». Во время данных занятий происходит процесс автоматизации. Ниже предложены некоторые стишки:

По глади оконной стекла

тяжёлая капля стекла.

Капля упала на синий цветок

и открыла один лепесток.

Убежало, убежало,

убежало молоко.

я с трудом его поймала,

Быть хозяйкой нелегко!

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

При помощи перечисленных методов можно в домашних условиях ребенку поставить звук «Л».