Как разговорить ребенка

Главная / Логопедия / Как разговорить ребенка

Оглавление:

  1. Когда нужно начинать заниматься с ребенком.
  2. Занятия с ребенком до года.
  3. Занятия с ребенком от года до 2 лет.
  4. Мелкая моторика.

Большинство молодых родителей с нетерпением ждут дня, когда малыш заговорит с ними. Пускать процесс формирования речи нельзя на самотек. Детские психологи рекомендуют заниматься с крохой с самого рождения. Наша статья расскажет, как учить ребенка разговаривать.

Когда нужно начинать заниматься ребенком

Многих родителей интересует вопрос, как разговорить ребенка, с какого возраста нужно начинать заниматься с ним развитием речи. Большинство психологов приходит к мнению, что с рождения. Они рекомендуют малыша носить на ручках и рассказывать обо всем происходящем, что они видят, невзирая на то, что мамочкина речь будет похожа на «что вижу, то пою». Конечно же новорожденный сначала не все понимает и видит из-за недостаточно развитого зрения. В последствии у него будет накапливаться больше знаний, чем у деток, которые часто лежат в кроватке в одиночестве.  Первый год жизни важен для формирования речевых центров ребенка, поскольку именно в это время закладывается фундамент речи малыша

Занятия с ребенком до 1 года

Отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить, психологи утверждают, что он с рождения должен слышать правильную речь родителей. «Сюсюкующие» родственники очень опасны для формирования речевого центра малыша. Также опасным явлением является «вечноговорящий» телевизор. Ребенок должен с рождения слышать тишину и четкую речь взрослого. Ниже приведены рекомендации психологов-педагогов, которые направлены на развитие речи:

  • новорожденный кроха не понимает обращенных к нему слов, но он отлично разбирается в эмоциях. Поэтому, обращаясь с младенцем, важно улыбаться ему и изменять интонацию;
  • разговаривая с ребеночком нельзя пользоваться стандартным набором фраз. Для того, чтобы как можно раньше от него услышать речь, родителям важно объяснять малышу, как называется тот или иной предмет, описывать действия, которые происходят вокруг;
  • необходимо на ночь ему петь плавные песни, говорить потешками. Конечно младенец на данный момент мало что понимает, но когда наступит момент, у него будет более богатая и правильная речь, чем у сверстников;
  • при правильно и четко произнесенных словах ребеночек их лучше запоминает и четче произносит;
  • рекомендуется за грудничком повторять лепетания. Когда он лепечет «га-га-га», нужно подключиться в игру. Малыш станет с удовольствием повторять речь взрослого. Далее взрослому следует поменять слог, и «га-га-га» сделать «гу-гу-гу» и т.д. Можно добавлять согласные, например, «гам-гам-гам», поменять звук, например, «да-да-да». Усложненным вариантом является следующее упражнение: ребеночек лепечет «гу-гу», взрослые повторяют за ним и, после того, как налажен контакт, родители производят замену гласного. Например, «га-га», далее производится смена согласного: «да-да». Можно подключать другие согласные или гласные, «даг-даг», «уда-уда». Подобные упражнения являются задатком речевого развития ребенка;
  • маме предлагается спрятать лицо ладонями и спросить кроху: «Где мама?». Он с радостью будет мамины ладони убирать от лица. После чего мама радостно говорит: «Вот мама». Данная игра учит ребеночка связывать слово «мама» с образом и произносить его. Также можно поискать папу, бабушку, кошку;
  • когда годовалый малыш пальчиком показывает на нужный ему предмет, взрослому нужно добиться от него, чтобы он сказал «дай». Далее кроха должен получать предмет только после того, как скажет «дай».  

Занятия с ребенком от года до 2 лет

Ребеночек, которому исполнился год, с удовольствием играет в игры с родителями. Чтобы ребенок раньше начал разговаривать, можно с ним поиграть в следующие игры:

  • поиграть с малышом в машинку, дать ему в руки воображаемый руль. Во время игры ребеночка нужно стимулировать произношению «би-би»;
  • можно в ведерко кидать различные предметы. Если ребеночек попал, то произносить «оп», упало с грохотом – «бум». Малыш в ходе данной игры не только учится произносить слоги, но и осознавать, что одно и тоже действие может иметь разное значение;
  • рассыпав крупу, это может быть перловка, рис, гречка, представить ее дождем и проговаривать «кап-кап»;
  • развивать кинетические способности можно игрой в «будильник». Заводя на ручке ребеночка будильник, следует побуждать его проговаривать «тик-так», далее трясти рукой звоночком «з-з-з»;
  • важно не только разговаривать с ребенком, но и пробуждать его к разговору. Для этого рекомендуется сделать карточки с названием предметов. На первом этапе следует учить кроху произносить слова, которые начинаются с того звука, который умеет произносить малыш. Допустим, он неплохо справляется со звуком «М». Следующим звуком, который может произнести малыш, является «О» или «А». Можно приступить к обучению произношения слогов. Сначала звуки произносятся раздельно. Потом медленно их соединить. Если «МО», то можно показать карточку «молоко», «МА» - «машина»;
  • говорить с ребенком четкими простыми предложениями;
  • нельзя разговаривать с детьми быстрым темпом;
  • не следует упрощать речь, развитие детей должно идти на опережение. Если они говорят вместо «курица» «ко-ко», «собака»-«ав-ав», то важно их поправлять, правильно проговаривая слова. Таким образом речь ребенка будет более правильной;
  • рассказывать стихи, которые заканчиваются рифмой, например, «га-га-га гуси съели комара», «гуси, гуси га-га-га»;
  • почаще читать книжки, которые соответствуют возрасту ребеночка.

Мелкая моторика

На совершенствование речи ребенка оказывает влияние развитие мелкой моторики. Как известно, головной мозг отвечает за его речевую функцию. Развивают мелкую моторику следующие упражнения:

  • массаж ладоней;
  • игра в «Сороку-ворону»»
  • рисование пальчиковыми пальчиками;
  • нанизывание бусин на шнурок;
  • собирание пирамидки;
  • складывание пуговиц в коробочку.

Если родители будут заниматься с ребеночком хотя бы по полчаса ежедневно, то, при отсутствии проблем со здоровьем, речь ребенка не заставит себя долго ждать. Играть с малышом следует ненавязчиво, таким образом, чтобы это и взрослым, и ребенку приносило удовольствие. Обычно неговорящий ребенок встречается в семьях, где с детьми мало разговаривают, родители больше времени «общаются» с телевизором или компьютером.