Как научить ребенка говорить букву Р без логопеда

Главная / Логопедия / Как научить ребенка говорить букву Р без логопеда

Оглавление:

1.      Когда следует начинать бить тревогу. 

2.      Упражнения для подготовки языка.

3.      Упражнения на звук «Р».

4.      Как тренировать звук в разговоре.

5.      Скороговорки.  

У многих детей возникают трудности с произношением некоторых букв. Определенные звуки нередко вызывают проблемы. Особенное место в категории труднопроизносимых звуков отдано звуку «Р».  Это действительно сложный звук, который требует умения управления воздушными потоками. Конечно же от 2-3 летних крох никто не ждет подобного умения, но, если 5-летний ребенок не произносит четко «Р», то следует начинать определенные занятия, которые могут проводиться в домашних условиях. Наша статья расскажет, как дома можно научить ребенка произносить столь непростой звук.  

Когда следует начинать бить тревогу   

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос, к какому возрасту ребенок должен уметь выговаривать букву «Р». Логопеды утверждают, что, если ребенок к 4 годам не начинает ее произносить, то следует начинать выполнение определенных упражнений. Чаще всего речевое расстройство встречается в следующих случаях:

  • обычно долго не могут рычать девочки. Поскольку у них слабо выраженный выдох. По статистике мальчики с такой проблемой встречаются реже;
  • нередко данный пробел встречается в семьях, где малыш слышит неверное произношение звука;
  • неправильно сформированный прикус может вызывать подобную проблему;
  • чаще всего страдает произношение «Р» у ребенка с короткой уздечкой языка.

Нередко детки следующим образом «издеваются» над сложной буквой:

  • не произносят звук полностью в том случае, когда он стоит в середине слова. У них вместо «гараж» и «гора» получается «га..аж», «го..а»;
  • вместо нужной буквы кроха нередко говорит следующие звуки: «й», «ы», «л». И у него получается подобие: коловы, лака, ыбы;
  • звук может звучать несвойственно. Малыш произносит с излишней вибрацией или у него получается грассирующая «Р». Чаще всего подобный вариант свойственен ребенку – билингву.  

Упражнения для подготовки языка

Для того, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с произношением звука, уже с 3-х летнего возраста можно приступать к выполнению несложных упражнений. Они должны иметь направленность на тренировку язычка. Среди них наиболее эффективны следующие:   

  • предварительно вымытый большой пальчик следует положить под язычок. После чего малышу нужно поводить язычком слева-направо. Для того, чтобы ему было поинтересней, можно поиграть в машинку, словно мы заводим у нее мотор;
  • когда у крохи чересчур маленькая уздечка языка, то ее можно подрезать у стоматолога-хирурга. Кроме того, возможно в домашних условиях попробовать ее растянуть. Это поможет выполнить упражнение «Грибок». Для его выполнения рекомендуется широко приоткрыть ротик. Далее присосать язык к верхнему небу и делать покачивающие вверх-вниз движения челюстью;
  • следующее упражнение имеет ассоциацию с чисткой зубов. Для его выполнения губы нужно растянуть в широкой улыбке, при этом кончик языка должен имитировать чистящие движения задней зубной поверхности. Важным условием выполнения данного упражнения является обеспечение полной неподвижности челюсти;
  • действенной тренировкой языка является цоканье им. Малыша следует научить выполнять подобные действия, подражая при том лошадке, пасущейся на лугу;
  • не последняя роль отдана подготовке дыхательного аппарата. Для этого кроху следует научить надувать воздушные шарики. При этом следует выбрать мягкие шары, которые действительно поддаются этому процессу;
  • далее нужно ребенка научить сильному выдоху. Для чего необходимо высунуть мягонький язычок, и на радость ребятишкам, попросить плюнуть через него. Такой выдох должен быть у ребенка во время произношения звука «Р».         

Важно! Добиться результата помогут только систематизированные занятия

Все упражнения следует производить в специально отведенном месте, где малыша ничего не будет отвлекать от занятия. Желательно для уроков приготовить зеркало такого размера, в котором ребенок будет без труда видеть себя и взрослого, помогающего ему выполнять упражнения. Кроме того, следует повышенное внимание обратить на гигиену рук.  

Упражнения на звук «Р»

Выполняя упражнения непосредственно на звук «Р», следует подготовить 2 зеркала. Одно для малыша, другое для члена семьи, который будет заниматься с ребенком. Данное условие позволяет следить за правильностью тренировки. К наиболее рекомендуемым упражнениям логопедами относятся следующие:

  • ребенку нужно как можно шире приоткрыть ротик, приподнять язычок за область верхних зубов. Получившийся результат следует зафиксировать на 10-15 секунд;
  • губки ребенка также растянуты в улыбке, при этом кончик язычка находится снаружи. Кроха должен легонечко прикусить кончик языка не меньше 15 раз. При этом для совершенствования упражнения следует следить за ускорением темпа;
  • цоканье языком с последующим ускорением;
  • нужно попросить малыша пошире приоткрыть ротик при этом ударяя по бугорку верхнего небушка. Выполняя данное упражнение следует подражать дятлу и произносить звук «Д-Д-Д» в течение 10-15 секунд.   

Важным условием получения результата является работа ребенка в хорошем расположении духа. Можно поиграть с ним в машинки, заводя мотор: «ТР-Р-Р». Достигается результат при получении раскатистого звука «Р». Можно изображать рычание льва, соседского песика.  

Важно! Необходимо обязательно хвалить малыша, пусть даже у него не все получается, как хотелось бы. Похвала вызывает желание дальнейшей работы, и, при условии доброжелательного настроя, у него все обязательно получится.    

Как тренировать звук в разговоре

Когда у ребеночка будут хорошо получаться все упражнения, то настало время перехода к не менее важному этапу. Теперь настал период научиться выговаривать трудную букву в разговоре. Прежде всего следует твердый язычок прижать к небушку и, словно «делая укольчик», произвести сильный выдох. Если все сделано правильно, то кончик языка должен вибрировать. Данная вибрация и вызывает твердость произношения «Р».

Этот момент является большим прорывом в обучении. Однако перед ребенком стоит не менее важная задача, заключающаяся в процессе автоматизации. Если данный процесс опустить, то все предыдущие труды пойдут насмарку. Автоматизация является довольно кропотливым процессом, занимающим длительное время. Прежде всего малышу следует научиться произносить непростой звук в словах, а после и в предложениях.

Сначала предстоит потренировать звук на стыке с другим согласным. Этот процесс индивидуален. Здесь нужно поэкспериментировать. У одних детей легче идет на стыке глухого согласного, например: «тр», «пр», у других – со звонким согласным: «жр», «др». Есть дети, которым легче дается стыкование звука «Р» между гласными и согласными. Например: «тра-а-а-ва», «дра-а-а-ва». В этой ситуации гласные нужно тянуть как можно дольше. Данные нюансы зависят от индивидуальности детей. Задачей взрослых является подобрать наиболее подходящий для них момент.   

Скороговорки   

Когда кроха научится выговаривать звук в слогах и коротких словах, то следующим шагом будет переход к чистоговоркам. Так как они будут помощниками дальнейшему процессу автоматизации. К этому процессу следует подходить с учетом возраста ребенка. Поскольку скороговорки, предназначенные для трехлеток, существенно отличаются от тех, которые направлены для развития детей 5 лет.

Когда малыш научился рычать в скороговорках, то настало время выговаривать звук в стишках, песенках. Хорошим моментом будет подбор стихотворения к ближайшей дате. Далее остается только выучить его с ребенком и удивлять всех окружающих четкостью произношения звука.

При доброжелательном настрое и ощущении поддержки со стороны родителей, ребенок будет с удовольствием заниматься и, пусть с небольшим трудом, но освоит звук «Р».