Как понять что ребенок гиперактивный

Главная / Здоровье / Как понять что ребенок гиперактивный


 

Оглавление:

1 Что такое гиперактивность.

2 Признаки гиперактивности.

   2.1 У детей первого года жизни.

   2.2 Дошкольный возраст.

   2.3 Младший школьный возраст.

3 Отличие гиперактивных детей.

4 Общие признаки гиперактивности.

5 Видео.

Новым веянием современных детей является синдром гиперактивности. На сегодняшний день детскими неврологами выставляется диагноз каждому второму ребенку. Эти дети являются настоящим ураганом, их сложно увлечь сказкой или игрой хотя бы на 10 минут. Однако не у каждого активного и деятельного проказника встречается данное расстройство. Многие родители задают вопрос, как отличить, где гиперактивный ребенок, а где обычное активное создание.

Что такое гиперактивность

У гиперактивных детей энергия словно «бьет ключом», они чрезмерно активны и подвижны, постоянно вводят в раздражение свое окружение. Это состояние не относится к патологическому. Родителям, чтобы помочь своему ребенку, нужно научиться с ним жить, понимать его, скорректировать поведение своего чада под общественные рамки. Поскольку дальнейшее развитие гиперактивности зависит от восприятия или не восприятия их обществом. При благополучном развитии событий, детская сверхвозбудимость должна нормализоваться к концу подросткового возраста.

Ранее таким детям «вешали» диагноз педагогической запущенности. Сегодня неврологи признали СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), сформированный в результате особенностей нервной системы. В медицине встречается еще одно название патологии: гиперкинетическое расстройство. Данный синдром сопровождается непоседливостью, суетливостью движений, невнимательностью.

Важно! Гиперактивность характеризуется многочисленными симптомами, поэтому не стоит самостоятельно выставлять диагноз и делать какие-либо выводы. При малейшем подозрении на патологию, следует обратиться к педиатру и детскому неврологу

Перед родителями стоит непростая задача: разобраться, когда эти признаки являются недостатком воспитания, когда причина кроется в физиологии. Деткам, страдающим от гиперактивности, нужно повышенное внимание. Иначе появляется большой риск стать общественным изгоем. Им нужна помощь в социализации, усвоении общеобразовательной программы.

Признаки гиперактивности

Синдром гиперактивности формируется уже в раннем возрасте, чем раньше он будет обнаружен, тем успешнее пройдет его лечение. Родителям необходимо знать в каком возрасте, каким образом проявляется СДВГ.

У детей первого года жизни     

Выявить гиперактивность у новорожденного непросто в результате размытости симптомов. Точнее всего выставляется диагноз СДВГ не ранее 3 лет. У детей первого года жизни свидетельствовать об патологии могут следующие признаки:

  • раннее развитие психомоторики. Такие дети быстрее своих ровесников переворачиваются, ползают, встают. У них довольно скоро развивается хватательный рефлекс;
  • конечности гиперактивного ребенка находятся в постоянном движении, малыш словно куда-то бежит;
  • младенец чрезмерно реагирует на любые манипуляции со стороны взрослых;
  • у них наблюдается повышенная чувствительность на звуки, яркое освещение, температуру окружающей среды, тактильные ощущения;
  • они плохо засыпают, постоянно просыпаются, путают день с ночью;
  • одежда, которая сковывает их движения, вызывает раздражение, приводит к плачу;
  • повышение мышечного тонуса;
  • отказ от дневного сна;
  • частые и обильные срыгивания после еды.

Конечно же подобная симптоматика встречается и у здорового ребенка, который находится в периоде возрастных особенностей. Например, во время прорезывания зубов, при смене привычного питания. Однако у них она проявляется периодически. Ребенок с гиперактивностью находится в подобном состоянии всегда.

К сведению, у мальчиков синдром гиперактивности встречается гораздо чаще, чем у девочек. Нередко это связывается с частотой родовых травм, поскольку они обычно рожаются крупнее девочек. У мальчиков отдел головного мозга, который отвечает за контроль своих действий развивается позже.

Дошкольный возраст  

Основные проблемы начинаются с момента поступления в детское дошкольное учреждение. Это связано с тем, что к ребенку выдвигаются конкретные требования подчинения установленным ранее правилам, ему необходимо держать свои эмоции под жестким контролем. Еще одним фактором выдвигается перемена обстановки, большой детский коллектив. Малыш испытывает стресс, который, естественно, в домашней обстановке получает выход наружу. Ему без помощи взрослых не справиться.

Важно! Явная симптоматика гиперактивности проявляется в момент поступления ребенка в детский сад. Это связано с попаданием в среду, диктующую четкие требования и правила.

У ребенка быстрее всех изнашивается обувь, одежда, на нем словно «все горит». Он в курсе всех дел, ни на минуту не умолкает, спорит, доказывает свою правоту. Порой такие дети сложно адаптируются, «уходят в себя», у них проявляется закомплексованность. Возможно же иное развитие событий:  они стают явными лидерами, сколачивают команду, у них словно отсутствует чувство страха. Сверхвозбудительные дети первые в организации опасных игр, подвергая опасности как себя, так и других. Признаки гиперактивности детей дошкольного возраста:

  • дефицит внимания. Малышу сложно сосредотачиваться на даже интересном для него занятии;
  • импульсивность. Ребенок словно куда-то торопится, перебивает взрослого, не может дождаться своей очереди;
  • суетливость движений. Он не может находиться в спокойном состоянии, куда-то бежит, перескакивает с одного места на другое, стучит ногами, подпрыгивает;
  • перепады настроений. Малыш непредсказуем, у него эмоциональные подъемы и падения встречаются без очевидных причин;
  • плохая память. В результате частой отвлекаемости, импульсивности дети плохо усваивает материал, не запоминают важную информацию. 

Младший школьный возраст

Еще одним периодом всплеска гиперактивности считается начало учебной деятельности. Это связано с тем, что к ребенку выдвигаются требования к самоорганизации, усидчивости, выполнению требований учителя. Младшие школьники, страдающие СДВГ, отличаются:

  • невнимательностью. На уроках они заняты своими делами, им трудно сосредоточиться на объяснениях учителя, усидеть на месте;
  • неусидчивостью. Долгое отсутствие движения считается полной противоположностью синдрому гиперактивности. Сверхактивному ребенку нужны движения. Когда он перестает двигаться, происходит затормаживание умственного процесса. Ребенку трудно думать, размышлять;
  • спадами и подъемами в учебной деятельности, что прямым образом сказывается на успеваемости;
  • трудностью в общении. Это связано с тем, что гиперактивные дети стремятся быть лидерами, не соглашаются играть по чужим правилам. Они обидчивы, любым способом обращают на себя внимание.  

Если родители не понимают того, что происходит с их ребенком, то от этого малышу стает непросто принять самого себя. Он стает более раздражительным и непослушным. В такой ситуации необходимо поискать хорошего специалиста, он поможет понять поведение ребенка, разобраться в собственных чувствах.

Отличие гиперактивных детей

Многих родителей интересует вопрос, как отличить активного малыша от гиперактивного. Активный, энергичный, любознательный малыш является поводом для радости. Поскольку только больной ребенок будет вести себя спокойно и тихо. Здоровые дети словно «вечный двигатель» все время пребывают в движении. Они всем заинтересованы, задают множество вопросов. Причем сами же на них и отвечают.

При этом активные дети хорошо спят. Они понимают, что в детском саду или в гостях нужно вести себя не так, как дома. С легкостью отвлекаются на предложенное занятие, не являются инициаторами скандалов. Гиперактивые дети продолжают двигаться даже после того, как устали. Они не могут уснуть, отдохнуть. Их нервная система не может дать покоя. В результате чего на ровном месте возникают скандалы, истерики. 

Когда активные малыши задают вопросы, то они, как правило, дослушивают ответы до конца. Дети с СДВГ редко дожидаются конца ответа. Для них нет ограничений. Они не воспринимают запретов. Такие дети ведут себя везде одинаково. Никакие уговоры не могут их побудить к перемене поведения. 

Общие признаки гиперактивности

Американскими психологами выдвинуты следующие признаки гиперактивности:

  1. Дефицит внимания. Обычно это проявляется в том, то малыш постоянно теряет свои вещи, забывчив, не может выполнить задание до конца, не дослушивает обращенную к нему речь. 
  2. Двигательная расторможенность. Он все время ерзает, много двигается, говорит.
  3. Импульсивность. Малыш начинает отвечать на вопрос, не дослушав его о конца, прерывает разговор, не может сосредоточиться на занятии.

Исходя из американской детской психологии, когда у детей до 7-летнего возраста каждый день встречаются подобные симптомы, то выдвигается гипотеза об СДВГ. В России выставление диагноза синдрома гиперактивности происходит с учетом следующей симптоматики:

  1. Наличие постоянных тревожных движений в конечностях.
  2. Неспособность длительное время находиться вне движения.
  3. Трудность в удерживании внимания на каком-либо предмете.
  4. Трудность соблюдения очередности в игре.
  5. Легкомысленность в ответах на вопросы.
  6. Трудности выполнения работы, требующей умственных усилий.
  7. Не завершенность действий одного, при этом начало другого занятия.
  8. Излишняя болтливость.
  9. Пренебрежение опасностью.

Важно! Без регулярных консультаций невролога ни у педагога, ни у психолога нет полномочий для выставления диагноза гиперактивности 

В России педагоги могут предположить об синдроме гиперактивности в том случае, если на протяжении 6 месяцев у ребенка постоянно проявляются 8 перечисленных признаков. Причем, даже их наличие не является поводом для выставления диагноза СДВГ. Для этого требуется консультация узкого специалиста. Если по каким-либо причинам ребенок стает неудобен, на него «вешается ярлык» гиперактивности, то у родителей имеется право усомниться. Педагоги не вправе проводить любые тесты. Они могут лишь посоветовать обратиться к узкому специалисту.

Если ребенку выставлен диагноз СДВГ, то не следует отчаиваться. При правильном подходе, регулярном наблюдении у специалистов, терапии он легко проживает в обществе, развивается в соответствии возрастных норм.(подробнее здесь) Как правило все проблемы уходят в подростковом возрасте.